Два капитана – две киноверсии одной книги



  В период с 1936 по 1944 годы Вениамин Каверин написал роман «Два капитана». Книга стала культовой, ее читали и перечитывали, ею жили. Она была вне национальности и политики. История, которая могла бы произойти в любое время, в любой стране. Хитро закрученный сюжет, в завязке которого юный сирота находит в речке провинциального городка сумку с письмами участников исчезнувшей экспедиции. Эта находка перевернет всю его жизнь, покажет человеческую сущность. 

Через выцветшие от времени строчки он обретет любовь, познает разочарование, научиться ненавидеть. Взросление героя будет проходить на фоне поиска ответа на вопрос: что случилось с экспедицией, кто виновен в том, что погибли люди.

В советское время роман Каверина был экранизирован дважды. В 1956 году режиссер Владимир Венгеров снял киноверсию. Разумеется, кино «по мотивам» получилось очень сжатым, но было встречено зрителями с большим энтузиазмом. Особенно поразил главный герой Саня Григорьев в исполнении Александра Михайлова. А ровно через двадцать лет появились новые «Два капитана». Евгений Карелов режиссировал шестисерийный фильм, ставший настоящим событием в российском кинематографе.

Конечно, не удалось избежать сравнения с романом и ранней версией. В целом, зрители сошлись во мнении, что новый вариант оказался интереснее, разве что Саня Григорьев (Борис Токарев) не произвел столь яркого впечатления, как у Венгерова. Впрочем, отношение к этому персонажу не такое уж однозначное даже у самого Каверина. При всей правильности Сани (не будем забывать, что он был героем «сталинской эпохи»), все-таки иногда проскальзывает ощущение, что автор не разделяет категоричности своей креатуры, показывает его излишне упертым и твердолобым. Впрочем, это не помешало писателю тогда получить Сталинскую премию, а сейчас - подозрения, что книга была банальным политическим заказом, призванным внести свою лепту в коммунистическое зомбирование народа.

  «Два капитана» Карелова понравились сразу и навсегда. Фильм получился достаточно продолжительным, чтобы развернуть сюжетные ходы, но не настолько, чтобы затянуть повествование и надоесть зрителю. Больше всего он захватывал, конечно, тогдашних подростков, увлеченных темой путешествий, исследований, детективной составляющей. Мальчишки влюблялись в исполнительницу роли Кати Татариновой (Елена Прудникова), некоторые на полном серьезе какое-то время после просмотра картины обращали внимание только на девушек по имени Катерина.

Первые три серии, называвшиеся «Старые письма», «Татариновы», «Катин отец», были сняты строго по книге. В оставшихся трех - «Дневник штурмана Климова», «Бороться и искать...», «...найти и не сдаваться» - авторы фильма позволили себе некоторые вольности, вызвавшие массу споров. Сцена примирения Сани и Кати в экранизации была значительно упрощена и практически свелась к единственной фразе, сказанной Григорьевым: «Любишь меня или нет?..». На что был получен утвердительный ответ и как будто поставлена точка. Почитатели книги посчитали, что получилось притянуто, неестественно, не по-каверински. Даже нелепо. Их оппоненты утверждали, что напротив, момент очень волнующий, красивый и логично вытекающий из осознания героем своей невиновности перед Катей.

  Другим камнем преткновения стала экранная драка между Саней и Ромашовым (Юрий Богатырев). Наверное, во времена написания книги такие методы выяснения отношений не практиковались, а, может, авторы картины посчитали, что такой эпизод добавит драматизма и динамизма. Во всяком случае, сложно не согласиться с тем, что логика присутствует и в этом моменте. Ромашов бросил умирающего Григорьева в лесу, но они там были одни, значит, слово одного против слова другого. Для законного наказания явно недостаточно. Вот и пришлось отстаивать правду методами, не утратившими свою актуальность и в современной России. Зато в киноверсии сохранили жизнь сестре Сани, которую Каверин посчитал необходимым «умертвить». За что фильм полюбили еще больше.

Вообще, фильм очень легко смотрится от начала и до конца. Несмотря на некоторую наивность и понятные советские акценты он воспринимается, как полнокровная сага о простых, но крайне важных человеческих ценностях: дружбе и предательстве, любви и ненависти, справедливости и коварстве. О том, что не потеряет значимости никогда.

Алексей Чернов