Рожденная революцией – профессионализм плюс идеология



  За десять дней премьерного показа преступность в СССР снизилась в пять раз. Матерые уголовники и «шестерки», не отрываясь, смотрели телевизоры. На экранах шел художественный сериал «Рожденная революцией». Путь к признанию был долог и тернист. Когда, сценаристы Гелий Рябов и Алексей Нагорный пришли к режиссеру Григорию Кохану на киностудию имени Довженко, они уже получили категоричные отказы с безжалостной формулировкой «бездарность» от ведущих советских киноконцернов: «Мосфильма», «Ленфильма» и Свердловской киностудии.

  Тактично умолчав о предыдущих неудачах, они предложили сценарий о становлении советского уголовного розыска, основанный на реальных событиях, охватывающий сложный период, начиная с 20-х годов прошлого столетия, заканчивая 1948-м годом.

В качестве рабочего было предложено название «Комиссар милиции рассказывает...». Главный герой - простой рабочий паренек, Николай Кондратьев, попавший с завода в самое пекло борьбы с бандитизмом. Сквозь призму его жизни, становления как профессионала, карьерного роста, обретения опыта и осознания жизненных ценностей пропускается основная идея популяризации органов внутренних дел, что обуславливает некоторую лубочность происходящего на экране. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь картину лично патронировал министр МВД Щелоков, оказывая необходимую поддержку, но и довольно серьезное давление на съемочную группу. Кстати именно он предложил новое название сериала: «Рожденная революцией». Результат не заставил себя ждать: в стране увеличился поток желающих надеть погоны, поднялся престиж правоохранительной системы.

  Кстати, термин «бездарность» прозвучал еще раз, когда режиссер приехал в Москву для утверждения актера на главную роль. Именно так охарактеризовало высокое начальство талант молодого, но достаточно известного Евгения Жарикова. Упертый режиссер решил стоять до конца и выдвинул ультиматум: или Жариков, или никто. Ему уступили.

Актерский состав, задействованный в картине, стал одним из главных составляющих успеха. Притом, что изначально планировались совсем иные исполнители. Тот же Жариков на пробах был крайне неубедителен. Но Кохана волновало другое. Николай Кондратьев проживает в сериале всю сознательную жизнь, от 17 лет чуть ли не 70. Значит, нужен актер, которого можно «молодить» и «старить». Использовать просто похожих людей разных возрастов, даже родственников режиссер не хотел, темпераменты разные, будет заметно несоответствие. А на Евгения Жарикова идеально ложился грим.

  Еще более удивительным стало появление в картине Натальи Гвоздиковой. Утвержденную на роль экранной супруги главного героя одесситку Орлову в последний момент сняли из-за еврейского происхождения. Как по мановению волшебной палочки на пробах появилась белокурая Гвоздикова, а Жариков со всей искренностью стал убеждать режиссера, что именно эта актриса идеально подходит на роль. Тайный сговор будущих экранных супругов привел к тому, что во время съемок они расписались.

Среди отрицательных героев нельзя не выделить персонажа в исполнении Александра Филиппенко. Он показал нетипичного экранного преступника: хитрого, умного, удачливого, первого советского киношного «оборотня в погонах». Именно в такой формулировке, потому что это хрестоматийное словосочетание родилось на съемках сериала.

Кстати, в первоначальном варианте сценария теме организованной преступности было уделено должное внимание, однако, все то же высокое начальство идею зарубило на корню, предложив весомый аргумент: «в СССР все преступники - одиночки». А вот другую идейную тему требовалось развить и углубить: противопоставление царских и пролетарских методов работы уголовного розыска.

Для этого был введен бывший сотрудник криминальной полиции Колычев, который проявил известную сознательность, и успешно передавал свои знания и опыт советским милиционерам. Именно этот персонаж убеждал молодых милиционеров, что основополагающим фактором в раскрытии преступлений является работа с информаторами, внедрение агентов в уголовную среду, вербовка. Однако, окрыленная революционными ветрами всеобщего осознания своей принадлежности к новому прогрессивному строю пролетарская молодежь отвергает такие приемы, предпочитает полагаться на сознательность масс.

«Рожденная революцией» - знаковый фильм советского кинематографа. Его полюбили с первой серии, с удовольствием пересматривают, ему доверяют. Фундаментальное, крепкое, профессиональное кино.

Алексей Чернов