Весна на Заречной улице: продолжение не следует



  В 1956 году этот фильм посмотрели более 30 миллионов зрителей. Картина Феликса Миронера и Марлена Хуциева до сих пор не теряет популярности, его смотрят и пересматривают, показывают своим детям, вспоминают молодость, восхищаются игрой любимого артиста Рыбникова, сочувствуют и одновременно завидуют молодой неопытной учительнице в исполнении Нины Ивановой.

  Выпускница педагогического института Татьяна Сергеевна приезжает в школу рабочей молодежи, где ей поручают взрослый класс. Учительница русского и литературы, почитательница музыки Сергея Рахманинова, она и предположить не могла, что ее ученики - это уже взрослые люди, которые рожают, пьют водку, но вместе с тем они те же дети, прогуливающие школу, списывающие диктанты и срывающие уроки. Среди них выделяется Саша Савченко, который понимает, что в его сердце простого рабочего парня с завода зарождается глубокое, ранее неведомое чувство. Это чувство заставляет его взять в руки сначала учебник литературы, потом томик Блока, потом оно растет и толкает его на разные милые глупости: срывание цветов со школьной клумбы, неожиданная псевдоболезнь с температурой - все, чтобы привлечь к себе внимание интеллигентной утонченной Татьяны Сергеевны. Все его ухаживания остаются незамеченными, из-за чего гордый Савченко решает бросить школу.

  «Весна на Заречной улице» стала одним из главных фильмов для Николая Рыбникова. Нина Иванова, сыгравшая учительницу Татьяну, вообще не была профессиональной актрисой. Она попала в кино случайно в возрасте десяти лет, а затем, и не думая об актерской карьере, поступила в медицинский институт. Если бы не один случай, мы бы увидели в «Весне...» совсем другую актрису. Однажды знакомый Нины, студент ВГИКа, предложил ей принять участие в короткометражной картине, его дипломной работе. Она предложение приняла, и там-то ее и увидел Марлен Хуциев. Девушка ему очень понравилась, и он позвал ее в свою новую картину на роль учительницы. На следующий год после выхода картины Нина Иванова получила Бронзовую медаль Международного кинофестиваля, который проходил в Москве в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

  Сама тема любви учительницы и простого парня была использована позже в картине «Большая перемена» Алексея Коренева. Тогда многие критики говорили, что Александр Збруев получил эстафетную палочку от самого Николая Рыбникова. Эта любовь кажется нелогичной, запретной, невообразимой, непонятной. Разве может что-то сложиться у правильной учительницы литературы с двоечником, который варит сталь? Зритель задается этим вопросом, следит за поведением Татьяны Сергеевны, за ее взглядом на нерадивого влюбленного в нее ученика. Он смотрит на Сашу Савченко, который от любви бросает учебу, и, лежа на кровати с гитарой, поет незабываемую песню о весне, любви и любимой улице. А потом режиссеры дают нам пищу для размышлений, не ставя финальную точку в картине, а оставляя героев стоящими вместе и ищущими ответ на главный экзаменационный вопрос.

  Фильм снимался в Запорожье. Создатели картины признаются, что картина была снята как бы в шутку, очень легко, весело, непринужденно, что в итоге и повлияло на результат. Фильм смотрится на одном дыхании и в конце чувствуется настоящая весна, с майской грозой, сильнейшим ливнем, щебетаньем птиц, и ветром, который в финальных кадрах сносит все экзаменационные билеты с учительского стола. Режиссеру Марлену Хуциеву предлагали снимать продолжение «Весны...», но он наотрез отказался, ведь воссоздать ту атмосферу, которая царила полвека назад на съемочной площадке в сегодняшних условиях и с современными актерами, пожалуй, уже невозможно.

Одним из операторов картины стал Петр Тодоровский, тогда начинавший свой успешный кинематографический путь. Он говорил, что худсоветом картина была не сильно оценена, но вся съемочная группа была полна такого заразительного энтузиазма, что, передав это настроение на экран, они смогли получить самое главное - любовь и признание зрителей на многие десятилетия, и статус одного из самых лиричных и трогательный фильмов советской эпохи.

Евгения Жиркина