Подвиг разведчика - с чего всё начиналось



  У каждого народа свой тип героя, и Россия не является исключением. Если отбросить персонажей, пользующихся мимолётной популярностью (не будем показывать пальцем), то окажется, что всенародной любовью и почтением у нас традиционно были окружены хоккеисты, космонавты и разведчики. Вот именно о разведчиках, вернее, о кинофильме «Подвиг разведчика» и пойдёт наш сегодняшний разговор.

«Подвиг разведчика» - фильм уникальный. Собственно, с него и началась национальная любовь к представителям опасного, но жутко романтичного труда работников разведывательных органов.

  Кратко о содержании фильма, снятого и вышедшего на советские киноэкраны в 1947 году. Конечно же, действие происходит во время Великой Отечественной войны, и, естественно, в центре действия противостояние «наших» и немцев. Фашисты обосновались в украинском городе Винница. Именно туда и направляется советский разведчик Генрих Эккерт (который на самом деле никакой не Эккерт и тем более не Генрих, а совсем даже наш человек Алексей Федотов) с ответственным заданием - похитить переписку находящегося в этом городе нацистского генерала со ставкой Гитлера, которая содержит массу полезных для советского командования сведений.

Эккерт попадает в Винницу, успешно решает проблему проникновения в круг, близкий к генералу, а затем не просто выкрадывает необходимые бумаги, но и похищает самого генерала, разумно рассудив, что бумаги это хорошо, а живой «язык» - ещё лучше. Правда, дело осложняется тем, что один из людей, который должен был помогать разведчику, оказывается предателем, но нашему герою эти временные трудности не помеха и он с ними справляется, выполняет задание и возвращается домой, как и полагается, героем.

  Собственно, по сюжету всё, никаких головокружительных поворотов и зигзагов, умопомрачительных интриг и ошеломляющих погонь и перестрелок «Подвиг разведчика» в себе не содержит.

Если смотреть фильм глазами современного зрителя, то картина больше походит на пародийную комедию. Слишком правильно прорисованные и плоские, плакатные образы героев: немцы - все сплошь либо дремучие дураки, которых вокруг пальца обвести ничего не стоит, либо настоящие бесчувственные чудовища, не признающие в жизни ничего святого. А наши - все благородные, бесстрашные умные и находчивые, готовые в любую секунду отдать жизнь ради великой Победы. Не балующий разнообразием ритм киноповествования, равно как и однообразная статичная операторская работа. Из всего фильма запоминаются лишь две сцены.

В первой из них связная рассказывает герою, как ему выйти на связь с его помощниками в захваченной врагами Виннице, какой должен быть пароль и отзыв. Слова пароля «У вас продаётся славянский шкаф?» по неизвестной причине сразу откладываются в памяти. Почему - непонятно, не иначе как здесь впервые в истории кинематографа была использована технология манипуляции сознанием с помощью 25-го кадра.

  А вот вторая сцена действительно по праву стала классической. Итак, герой -разведчик в шкуре гитлеровца попадает на застолье таких же, как и он, гитлеровцев. И естественно, от одного из нацистов звучит тост «За победу!». Советский человек, пусть он и облачён во вражеский мундир, не может выпить за победу нацизма и поражение своей Родины. И герой встаёт, поворачивается лицом в камеру и с непередаваемой интонацией произносит: «За нашу победу!». Всем понятно, за чью победу поднимает бокал Эккерт-Федотов, тем более он чуть ли не подмигивает с экрана зрителям.

Из создателей картины внимания заслуживают режиссёр Борис Барнет и исполнитель главной роли Павел Кадочников, для которого эта работа стала самой значительной. К сожалению, имя Бориса Барнета современному зрителю почти неизвестно. Даже если не брать во внимание «Подвиг разведчика» (хотя знать создателя культового для нескольких поколений фильма не помешает), Барнет заслуживает внимания хотя бы потому, что его работа «Окраина», снятая в середине 30-х годов, во всём мире до сих пор считается одним из шедевров кино XX века.

Что касается Кадочникова, то, как ни странно, главная роль его жизни не может быть названа удачной работой. Во-первых, сам он не слишком органично смотрится в роли разведчика, работающего под прикрытием. В образе нет индивидуальности, на эту роль мог претендовать любой мало-мальски хороший актёр. К примеру, Евгений Самойлов (помните обаятельного военного из кинофильма «Сердца четырёх»?) уж точно справился бы с ролью Эккерта-Федотова как минимум не хуже Кадочникова.

Такая вот неприглядно-пародийная картина получается, если смотреть её с позиции современного искушённого кинематографическими изысками зрителя. Но, если представить себе атмосферу 1947-го года, когда «Подвиг разведчика» вышел в прокат, всё выглядит совсем по-другому. Народу, только-только пережившему страшнейшую в истории войну, нужны были герои для подражания, герои, которые могли бы своим существованием подтвердить грандиозность совершённого и вдохнуть силы для восстановления разрушенной страны. Кстати, у героя, сыгранного Павлом Кадочниковым, был реальный прототип - разведчик Николай Кузнецов, ликвидировавший в 1943 году высокопоставленного германского генерала фон Ильгена. И герой должен был быть идеальным, и враги должны быть настоящими врагами, без каких-либо сантиментов в сторону их «человечности». Нужна была легенда, и она появилась, вне зависимости от не слишком, может быть, заоблачного уровня её воплощения.

Так что «Подвиг разведчика» нужно посмотреть обязательно. Для кого-то - чтобы просто от души посмеяться (а как ещё реагировать, когда двое людей среди ночи несут в подвале в доме у сапожника какую-то чушь про славянский шкаф и при этом хотят, чтобы со стороны это смотрелось естественно и не вызывало подозрений). Для кого-то - чтобы просто прикоснуться к легенде. Мотивацию выбирайте сами.

Александр Бабицкий