Большая перемена: весь Союз в одном классе | Театр + Кино - актеры кино звезды фото новости театра статьи рецензии
 
 

Большая перемена: весь Союз в одном классе



  «Мы выбираем, нас выбирают...» - если песня из фильма уходит с экрана в жизнь, это уже говорит об успехе картины. А песня эта, прозвучавшая в 1972 году в лирической комедии Алексея Коренева «Большая перемена», продолжила свою жизнь за пределами кинозалов, песня о неразделенной любви, необходимости жизненного выбора, о неизбежности взросления. Начало семидесятых. Пока на Западе бушует сексуальная революция, школьники-вечерники из 9 «А» энергично распевают под гитару в автобусе «Меня зовут, меня зовут рабочий класс!», а советский зритель с удовольствием вторит ему, ведь песня о нем самом.

  После провала в аспирантуру и перенесения «личной драмы» молодой и честолюбивый Нестор Северов решает ступить на нелегкий путь простого учителя истории в вечерней школе, где ему поручают потрясающий, шумный и сумасшедший 9 «А». В школе он хотел укрыться от своих проблем, но попал в самую гущу кипящей жизни взрослеющих детей и играющих взрослых. Ему приходится бороться и с ними и с самим собой, преодолевать трудности, ломать их и себя. Мы видим семью Ледневых - взрослую дочь-Крючкову и ее инфантильного отца-Леонова за соседней партой, умницу Коровянскую, которая добровольно взяла на себя роль старосты, прогульщика и любителя танцев Гену Ляпишева, обаятельного двоечника-работягу Ганжу, ставшего визитной карточкой для Александра Збруева.

  Пожалуй, успех фильма Коренева заключается в том, что ему удалось собрать в нем все возможные образы, проблемы и даже пороки, которые были так близки советскому зрителю, смотревшему на экран как в зеркало. Любовный треугольник Нестор-Полина-Иван, Ганжа, которому «посчастливилось» иметь в женах воспитывающую его правильную учительницу литературы, вечно уставшая, чуть отстраненная учительница химии в исполнении Валентины Талызиной, скряга и корыстолюбец-Крамаров, который к концу картины исправляется и демонстрирует всем незабываемый «аттракцион неслыханной щедрости», мудрый профессор Волосюк... Каждый, кто хоть раз видел фильм мог узнать в нем себя или своего приятеля, свою проблему, которая с легкой руки режиссера и талантливых актеров казалась уже не такой страшной, а даже смешной.

  В «Большой перемене» появились как звезды советской киноэпохи (Валентина Талызина, Людмила Касаткина, Евгений Леонов), так и состоялось открытие новых лиц для зрителя, для которого они навсегда срастутся со своими персонажами. Так произошло с Михаилом Кононовым, прожившим богатую киножизнь и сыгравшим целую палитру самых разноплановых образов. Для нас он так и остался тем серьезным, начитанным, порой неуклюжим в своей простоте Нестором Петровичем, учителем истории с «личной драмой». Так же было и с Александром Збруевым, на годы сжившимся с незадачливым семьянином, прогульщиком и работягой Ганжой, у которого в кадре по ошибке забинтована то правая, то левая рука.

Красавицу Наталью Гвоздикову мы вспоминаем как сердцеедку Полину, Светлану Крючкову - как безответно влюбленную в учителя Нелли Ледневу.

  Правдивость и искренность в каждом образе, какая-то наивная простота, обрамленная дымкой серьезности. Советский класс, наполненный учениками-рабочими завода, классный руководитель, личная жизнь которого стремительно рушится, а потом преследует его даже на уроках в лице его соперника и, по совместительству, ученика, Ивана, взрослые, которые остаются детьми, имея при этом уже собственное потомство. К финальным титрам характеры и судьбы героев меняются: влюбленные мирятся, жена возвращается к мужу, двоечники берут в руки учебник, молодые родители находят для малыша няню - тетю Глашу, а потом все кружатся в вальсе.

«Большая перемена» никогда не потеряет своей актуальности и интереса зрителей разных поколений. Семидесятники видят в ней свою молодость, их дети наблюдают жизнь своих родителей, а младшее поколение смотрит ее на телеэкранах накануне 1 сентября и перед летними каникулами. Ведь в картине отражена не просто жизнь одного класса, это бытие целой страны, ее воспитание, смех сквозь слезы, любовь, ревность, дружба, взаимовыручка, которые возраста не имеют.

 

 

Евгения Жиркина