Этот фильм Карена Шахназарова (сценарий и постановка), как один из прощальных приветов от «нашего старого хорошего кино» (1985). Пройдет еще несколько лет, и экраны начнет заполонять пошлые комедии 90-х, одной из звезд которых станет как раз Александр Панкратов-Черный (какое совпадение), тот, на которого еще так приятно смотреть в «Зимнем вечере в Гаграх»...
Когда-то, еще в пятидесятые, Алексей Иванович Беглов (Евгений Евстигнеев) был звездой степа. Теперь он всеми забыт и даже похоронен. Работает репетитором в эстрадном коллективе, где блистают уже иные «звезды». А денег нет даже на диван из комиссионки. Его сплин и даже некоторый пессимизм и цинизм закономерны. Но приезжает в Москву молодой человек (Александр Панкратов-Черный) с твердым намерением овладеть искусством степа.
Без комплексов и намеков на способности, но с большим желанием танцевать он обращается к Беглову. Мастер пытается объяснить ученику-оболтусу, что значит бить степ. Ритм и импровизация! Но главное- кураж! А с этим у ученика как раз проблемы... К Беглову благодаря этим занятиям словно возвращается молодость, но одновременно он осознает, что жизнь его прошла, и сложилась она не слишком удачно. Самый счастливый момент - зимний вечер в Гаграх,когда, молодой и красивый, танцевал он перед полупустым залом вместе с обожающей его дочерью - давно и безвозвратно в прошлом...
Как только не называют эту картину в аннотациях: и музыкальной лирической комедией, и сентиментальной трагикомедией, и просто музыкальным фильмом... Но она не столько сентиментальна, сколько трогательна, и, безусловно, выходит за рамки просто музыкального фильма. Лирическая комедия получилась комедией лишь отчасти - по большому счету это лирическая драма. Очень настоящий - вот как хочется сказать об этом фильме. Человечный. Пронзительно грустный и очень тонкий.
В нем много «слоев». Каждый может найти свое, только ему важное. Судьба артиста, пережившего свою славу, и человека, оставшегося в полном одиночестве (дочь от жены, с которой он расстался много лет назад, просит не приходить на свадьбу, чтобы не создавать путаницы с двумя папами).
Тема творчества и куража как «ядра» творчества (когда учитель и ученик кричат в пустом вестибюле, в слабеньком, жалком «о-о-о» Аркадия отразился практически весь его потенциал). Тема смены поколений в творческих профессиях и смены поколений вообще (на смену людям, которые интересовались и интересовали, строили и творили, пришло племя молодое, слепое и бесчувственное в своей самодостаточности, наступила эпоха «рукомашества» и «дрыгоножества», малоэстетичных танцев в трико). Вечные темы.
Монологи Евстигнеева - вершина мастерства. Как он возмущен и, словно ребенок, обижен, когда узнает из телепередачи, что его считают умершим. Как пытается оповестить всех о том, что он жив, а это никому не интересно. Какую пощечину отвешивает Грачеву... Такие вот моменты и заставляют изумляться и любить кино.Фильм ритмичный, цельный и с годами становится все ярче. Эстрадные вставки в стиле 80-х годов, как и прославление ЭВМ, сейчас смотрятся комично, но служат символом своего времени и поэтому ничуть не выпадают из картины. Даже наоборот, теперь они получили дополнительную смысловую нагрузку - наводят на размышления о вещах преходящих и о быстротечности времени.
По опросу журнала «Советский экран» «Зимний вечер в Гаграх» был назван лучшим музыкальным фильмом 1986 года (его посмотрела 12.7 млн зрителей). В наши дни он - украшение домашней видеоколлекции. А еще - своеобразный учебник. По нему можно учиться жить, не повторяя чужих ошибок. А юным дарованиям его нужно использовать как руководство в творчестве: «Ноги, ритм - это все ерунда. Главное - кураж!»
Людмила Сысоева