Правдивейшая легенда одного квартала – пайсано в театре им. Вахтангова



  Что мы знаем о жизни бродяг и насколько вообще нам интересна их жизнь? Да и можно ли допустить наличие жизни в привычном её понимании у людей без дома, работы, семьи и прочих обязательных составляющих жизни на земле. Глядя на российских бомжей в привокзальных подземных переходах, ответ скорее будет отрицательным - это всего лишь существование на земле. Но есть ещё неутомимая Америка, где население четко делится на классы и социальные группы, и каждая из этих групп проживает в своем квартале. О жизни одного из них и повествует премьерный спектакль в театре им. Вахтангова - «Правдивейшая легенда одного квартала».

Драматическое представление в двух действиях с музыкой, песнями, танцами, прологом и эпилогом, как гласит программка, написано В. Ивановым и А. Тупиковым по мотивам романа Дж. Стейнбека «Квартал Тортилья-Флэт». Постановщиком также выступил Владимир Иванов, автор многих вахтанговских хитов, таких как «Царская охота», «Мадмуазель Нитуш» и других.

  В спектакле рассказывается легенда об одном из бродяг - Дэнни. Самом смелом, отважном и справедливом представителе пайсано (так называли себя калифорнийцы - потомки испанцев, индейцев и мексиканцев). Начинается действие с воспоминаний его друзей, которые собираются вместе после смерти Дэнни. И здесь уже «Правдивейшая легенда одного квартала» превращается в историю жизни не только Дэнни, но и всей компании бродяг.

Война разбросала их по свету, но все они находят друг друга в доме Дэнни (Владимир Вдовиченков). Собственно и дома-то ни у кого нет. Дэнни получил в наследство вдруг целых два дома, один по дружбе сдал Пилону (Виктор Добронравов), денег, конечно, от него не дождался (да, видимо, и не очень-то хотелось), зато дождался пожара, который тот по неосторожности учинил вместе с остальными друзьями. Среди которых: смешной толстячок Пабло Санчес (Евгений Косырев), Хесус Мария Коркаран (Алексей Завьялов) - самый добрый и искренний из всех; Большой Джо Португалец (Сергей Епишев) - самый несдержанный, оттого и заслуживший однажды наказание от друзей за кражу денег; Пират (Алексей Маслов) - любящий собак и, по большому счету, живущий ради их благополучия (одна из лучших ролей в спектакле).

  Есть в этом квартале и женщины - одна из них Тересина (Нонна Гришаева), добрейшей души девушка, никак не может отказать всем посетителям в «таком пустяке» (как выражается сама героиня в своей песне), а потому после ухода гостей вновь обнаруживает себя беременной. Одев её детей как главных героев - взрослых бродяг, режиссер нам как будто намекает или на то, кем вырастут эти дети, так мило сегодня распевающие песенку про бобы, или на то, какими героями, достойными подражания, выглядят для них друзья-пайсано.

Пайсано не признают работу ни в каком её виде, любят вино и бойких женщин. Они ценят дружбу, влюбляются, им не чужды такие понятия, как честь, достоинство, вера в Бога. Они готовы помочь голодным детям и больным собакам, но они совсем не хотят работать, а вернее считают это ниже своего достоинства. Чтобы добыть себе еды или питья, они выдумывают самые разные способы и никогда не остаются без вина, галлон которого в этом квартале стоит доллар.

  Жизнь бродяг в спектакле раскрашена красками, присущими и жизни самых обычных людей, которые живут в квартирах и пять дней в неделю ходят на работу. Только почему-то у бродяг все жизненные ценности кажутся важнее. Может, именно оттого, что они не гонятся за престижем и модными атрибутами жизни.

Дэнни из бродяг самый умный, таковым его считает вся «стая». Именно он ставит важнейшие вопросы ребром. «В чем смысл жизни?» - спрашивает он себя и пытается отчаянно найти ответ самыми разными способами: в женщинах, в вине, в разбое и даже в лесу в полном одиночестве. Для таких людей, как Дэнни, отсутствие ответа на данный вопрос неприемлемо, а потому он уходит из неё, так же отчаянно и смело, как жил.

Возможно, вечно сомневающиеся, ищущие себя люди так и приходят в жизнь, спускаясь с неба (именно с неба спускается герой Вдовиченкова в спектакле) и также безоговорочно и бесшумно туда поднимаются, не найдя своего места на земле.

Только вот прав ли Дэнни в своих выводах: если не знаешь, зачем жить, то и жить не надо - вопрос в «Правдивейшей легенде одного квартала» остается открытым.

Людмила Беширова