Орнитология - трагикомическая фантасмагория «Другого театра»



В образованном при известном театре "Квартет И" "Другом театре" состоялась премьера спектакля "Орнитология" по одноименной пьесе знаменитого алтайского врача-психиатра Александра Строганова. Трагикомическую фантасмагорию (как гласит программка) поставил Владимир Агеев, задействовав только трех актеров - Ирину Гриневу, Алексея Багдасарова и Александра Усова. И не прогадал!
Действие разыгрывается в России времен прогрессивных технологий, политических интриг, "надомкраченных" чиновников и, без сомнения, человеческих страстей.

Не совсем молодой Савва Семенович (Алексей Багдасаров) решает навестить своего обожаемого друга Ленечку (Александр Усов), живущего с приятной наружности, загадочной, кокетливой блондинкой (Ирина Гринева), непосредственно в момент отсутствия этого самого друга. Обнадеживающие полунамеки и игривый тон Татьяны Павловны оказывают дурманящее влияние на все далекие от консерватизма части тела гостя. Коньяк с лимончиком, стихи, музыка, разговоры о подглядывании и сама демонстрация процесса подглядывания за женским обнаженным телом, казалось бы, - прекрасный вечер. Но... Хозяйка, кажется задалась совсем другим вопросом. Вопросом значимости искусства в жизни людей, модели существования и взаимопонимания друг с другом, общения. Она чудна и этим необычна. Она иная. Но кто знает, как надо правильно жить?

  Это и пытаются выяснить Татьяна Павловна и обожающий птиц, но нетерпимый к людям ее брат (кем в итоге и оказывается друг Ленечка). Только птицам, по их мнению, свойственна свобода и истинное наслаждение ею. Человек не умеет летать, а возможно, что и не хочет, под тяжестью бремени проблем или стереотипов.

Улыбаясь так, как улыбаются только психологи, для особой категории зрителей автор карикатурно рассмотрел универсальную схему взаимоотношения полов. Схема проста: кажущиеся мужские, низменные интересы идущие в разрез с очаровательными, высокими женскими натурами часто становятся источниками никому не нужных раздоров. Достаточно признаться себе в присутствии обоих начал в мужчине и женщине и прекратить борьбу со «слабым» местом, высмеивая порок в собеседнике, и все встанет на свои места. Что же происходит при ином сценарии, покажут режиссер и незаменимое актерское трио.

Комедийная сцена свадьбы человека и птицы во втором акте не оставит равнодушными даже самых меланхоличных и строгих нравом персон.

В итоге, к концу спектакля, становится ясно, что летать может только рожденный летать. Ходить по земле, работать, созидать может только рожденный без крыльев. И чем существенней различия между людьми, тем интереснее сама жизнь. Если мир невидим для нашего глаза - это совсем не значит, что его нет. Каждая конкретная модель жизни подходит только для каждого конкретного человека, иначе судьба обернется каламбуром.

В целом, спектакль учит принятию себя такими, какие мы есть. Основной критерий «правильности» нашей жизни должен состоять в том, чтобы каждый человек мог при желании выбирать. Чтобы для этого были все необходимые условия. Чтобы возможности каждого использовались. Свободный полет птицы - порой побег от трудностей и их преодоления.

Вердикт: веселые диалоги, интересный сюжет, великолепная игра актеров - однозначно смотреть!

 

Алина Бабаева