Компаньоны: в театре Et Cetera показали, как принято в России людей дурачить



Новый театральный сезон в театре Et Cetera под руководством А. Калягина открылся премьерой спектакля «Компаньоны» в постановке автора пьесы, известного драматурга Александра Галина. На первый взгляд, «Компаньоны» - это простая история о простых людях, которые попадают в самый обыкновенный лохотрон. Все мы знаем, что это такое, но, тем не менее, каждый день в эту ловушку попадаются сотни людей.

Речь в пьесе идет о простой женщине Петровне (Людмила Дмитриева), которая когда-то, оставив московскую жизнь, уехала  в деревню - спокойно доить коров и коз, косить траву и наслаждаться прочими прелестями сельской жизни. Всё бы ничего, но у Петровны есть непутевый муж - Каштанов (Виктор Вержбицкий) - бывший моряк, пьющий и месяцами пропадающий неизвестно где. Единственная цель его жизни, которой подчинены всего помыслы и действия, - купить катер и отправиться в плавание по Волге.

Чтобы приблизить исполнение своей мечты, он находит двух мошенников, согласных вместе разыграть спектакль перед женой и выманить у нее деньги. ЧестнАя компания заявляется к Петровне с вестью о том, что они с мужем якобы стали наследниками огромного состояния. Их приятель, владелец ЗАО «Новая аналитическая логика» (замечательное название, не правда ли?) убит, и теперь все капиталы фирмы причитаются супругам. Но, чтобы без проволочек и козней злых конкурентов получить полагающиеся им миллионы, Петровна должна дать адвокату задаток в размере десяти тысяч долларов (все трудовые накопления от продажи молока местным прокурорам).

С первого появления в доме героини мнимого адвоката со звучной фамилией Горки (Александр Давыдов), восхищающегося красотами Подмосковья, так напоминающего ему Швейцарию, все шито белыми нитками. Но для Петровны - по всему видно не глупой женщины - этот обман не является столь очевидным. Долго она сопротивляется вдруг свалившемуся как снег на голову многомиллионному счастью, но в итоге отдает «всё непосильным трудом нажитое» и так долго укрываемое в главном женском тайнике - под рубахой - денежное имущество.

Спектакль объявлен бенефисом актрисы Людмилы Дмитриевой, играющей в театре со дня его основания. Бенефис можно считать состоявшимся. Актриса заставляет зрителя сопереживать своей Петровне, смеяться вместе с ней её воспоминаниям, чувствовать глубину запаха травы, сидя в которой она и рассказывать добрую половину своей жизни. Дмитриевой удалось воплотить образ настоящей русской женщины - которая всю жизнь работает или, проще говоря, пашет да всю семью и мужа непутевого на себе тащит.

Муж, кстати, тоже совершенно типичный среднестатистический российский житель. Ничего-то его не волнует, кроме своей голубой мечты о катере. Ни жена, ни где-то в Москве живущая распутная дочь, ни уж тем более хозяйство, за счет которого он так счастливо жил все эти годы. Он очень искренне радуется фирменным вещам - лаковым штиблетам, шляпе, костюму - как настоящий провинциальный житель, сунувший нос в Москву. Перед ним помахали стодолларовой бумажкой, он, конечно же, поманился. Правда, в итоге сам попался в расставленные для жены сети - мошенники деньги-то взяли, но с ним поделиться забыли.

«Компаньоны» - это современная пьеса, четко обрисовывающая схему одурачивания людей, которое сегодня происходит в каждом уголке нашей огромной страны. Каштанов с тем же успехом мог бы быть современным городским жителем и все состояние пропить или проиграть в автоматах. Так же, как и на месте адвоката, мог быть любой другой прохиндей, предлагающий свой вариант обмана - как говорится, выбирайте то, что вам больше подходит. При этом «Компаньоны» не просто рассказывают об одной из зримых проблем нашего общества, они повествуют и об отношениях людей, всю ценность которых и познают в итоге герои.

Это, безусловно, современная драма, которая в то же время не подходит под определение «Новой драмы» и не похожа на постановки по произведениям тех же братьев Пресняковых. Галин говорит о другом и по-другому. Он говорит о насущном, о нашей с вами жизни. Здесь нет наркоманов, педофилов, некрофилов и прочих маргиналов. На месте Петровны может оказаться любой человек и спектакль от этого ничуть не пострадает. Потому что для его понимания необязательно доить коров в Подмосковье или мечтать о катере, вспоминая былые годы. Достаточно просто жить в России.  

Людмила Беширова