Для актера Александра Катина театр - это судьба. Оказавшись на театральной сцене в весьма нежном возрасте, он больше ее не оставлял. И даже попытка поступить в Московский университет на факультет журналистики все равно привела его в театр. Александр закончил актерский факультет Международного славянского института, в настоящее время работает в Центральном академическом театре Российской армии, где занят в ряде спектаклей, таких как «Гамлет», «Изобретательная влюбленная», «Венецианские близнецы», «Много шума из ничего». Мы встретились с Александром в кафе между репетициями, где и поговорили об особенностях актерской профессии...
Саша, расскажи о себе, как случилось, что ты стал актером?
Родился я в прекрасном городе Костроме, некоторое время жил там, хотя и недолго. Мои родители артисты, это, наверное, во многом определило и выбор моей профессии. Хотя я поступал в МГУ, хотел быть профессиональным журналистом, хотел писать. И как-то волей случая очутился в театре МГУ, что в итоге изменило мое решение. Да и на сцене я с раннего детства. Первое время меня выносили туда на руках, в три года я получил свою первую серьезную роль. Следующая роль была в семь лет. А вообще мне достался настоящий подарок судьбы, который только она может преподнести актеру - я много путешествовал с родителями по стране, и это помогло мне узнать многих людей, почувствовать их, получить какой-то опыт, прожить множество жизней, что для актера очень важно...
Как родители-артисты отнеслись к твоему выбору?
Очень серьезно. К тому же это был выбор, который я сделал сам и за который несу ответственность. Правда, родители не видели меня ни в одном спектакле (смеется). Как только на меня смотрят самые строгие критики (а именно, родители), мне становится не по себе, я стараюсь играть так, чтобы меня оценили именно они, то есть играть для них. Мнение родителей о том, что я делаю, мне чрезвычайно важно.
А мнения других людей?
Мнения других тоже важны, в особенности мнения коллег. Да, мы все друзья, но к работе друг друга относимся довольно жестко. Коллега - зритель своеобразный. Мы подмечаем любые тонкости, недостатки, «голосуем» глазами, чувствуем, хочется нам смотреть или нет... Вообще для актера самая большая похвала, это когда все сбегаются наблюдать его игру из-за кулис. Это значит, что твою работу одобряют, и мне приятно, что со мной такое бывает.
Как ты считаешь, актером рождаются или становятся?
Я считаю, что научить можно, чему угодно и кого угодно, но актерское мастерство - это нечто большее. Оно стоит выше техники. Это искусство. В человеке должна присутствовать врожденная органика. Вот, например, у меня был однокурсник, которому скажи пробежать от точки «А» в точку «Б» - он сделаем это так, что залюбуешься. Человека увлекает процесс, ему самому интересно, и он делает, чтобы стало интересно другим. Этот парень начнет хлопать в ладоши, а из его хлопков рождается мелодия. Есть люди, которые никогда не учились в театральных вузах, и, тем не менее, стали прекрасными актерами. Я знаю такие примеры. Можно сказать, что в какой-то степени обучение актерскому мастерству иногда калечит талант, потому что загоняет его в некие рамки, а излишний академизм только мешает свободному воплощению. Мешает настоящему творчеству. Идеальный случай, когда талантливому актеру встречается хороший педагог. Тогда у них все получится.
Что для тебя наиболее важно в профессии актера?
То, что можно сыграть любую роль, почувствовать себя кем угодно, будь то человек или животное. В нашей профессии люди как бы отказываются от собственного «я», в прямом смысле вставая на место другого. Если нужно, придется поступиться и самоуважением. Представь, ты такой весь правильный и серьезный, и вдруг тебе нужно встать на колени на глазах у зрителей и лепить, например, куличик. И сделать это с таким самозабвением, чтобы тебе поверили. Я считаю, что актер - это профессия сильных людей.
В настоящий момент у тебя есть любимая роль?
Да, есть. Роль в спектакле «Изобретательная влюбленная», который идет в Центральном академическом театре Российской армии. Я играю забавного персонажа - слугу, который пытается сблизить двух влюбленных для того, чтобы самому попасть в их дом. Хорошая, большая роль, которую мне удалось полностью прожить, прочувствовать. Правда, если бы я играл ее чаще, чем раз в месяц, было бы замечательно (смеется).
А из того, что запомнилось?
Помню, как в одном из спектаклей я играл почтенную личность - председателя. Но это в первом отделении. А во втором я играл... собаку. А так как смена костюмов и декораций проходит очень быстро, то мне пришлось переодеваться чуть ли не за ширмой. Пришлось сбросить все «председательское» и выйти уже собакой, соответственно, перестроиться согласно роли. Пьеса заканчивается тем, что собака сворачивается у ног хозяина и засыпает. Самое интересное, что я действительно уснул на сцене, так устал (смеется)!
Что нового в ближайшее время театр готовит своему зрителю?..
27 апреля в нашем театре состоялась премьера спектакля «Соловьиная ночь». Спектакль на тему патриотизма, национального долга. Премьера эта очень кстати, потому что близятся майские праздники, и День Победы в том числе. А этот спектакль - очень хороший повод напомнить зрителю о Великой Отечественной войне. Ведь память уходит, как прискорбно бы это не звучало. Одного социолога после Первой мировой войны спросили, когда народ снова возьмется за оружие. Он ответил: «Когда люди забудут о том, что было...» И в самом деле, посмотрите, что происходит сейчас? Молодежь без смущения носит свастику, им кажется, это круто, и наше поколение не подозревает или не хочет знать о боли ветеранов, которые прошли войну. Процветает национализм. Того и гляди, вновь начнется война. А хочется, чтобы люди помнили свою историю, более почтительно относились к ней, и чтобы опыт прошлого нас все же чему-то научил.
Есть мнение, что актер - это проводник режиссерской мысли. Ты согласен с этим?
Сложно сказать... Есть разные режиссеры, есть режиссерские взгляды. Иногда режиссер требует от актера не игры, а выполнения определенных действий, беспрекословного подчинения. Однако назвать актера просто «проводником» нельзя. Я не хочу никого обидеть, но иногда и режиссерской мысли нет. Даже если я заставляю себя действовать строго по инструкции режиссера, все равно привношу в образ нечто свое. Настоящее творчество начинается где-то на пересечении мысли режиссера и актера.
Как ты думаешь, что играть сложнее: эпизод или большую роль?
Когда ты играешь персонажа с определенной жизненной историей, ты проживаешь эту жизнь от начала и до конца. Ты лучше понимаешь характер своего героя. Эпизод - это некоторый отрезок, можно сказать момент. Когда играешь эпизодическую роль, очень сложно успеть влиться в образ и что-то показать. Хотя, конечно, есть и мастера эпизода. Но я все же считаю, что актеры должны начинать с больших ролей, чтобы успеть полностью раскрыть образ.
Какое, по твоему мнению, самое важное качество актера?
Актер - это человек, который делает все то же самое, только заставляет себя увлечься. Для того чтобы хорошо сыграть роль, важно полностью отдать себя образу, увлечь себя. Мне кажется, увлеченность ролью важнее всего. Даже декорации в театре делаются в первую очередь не для зрителей, а именно в помощь актеру, чтобы он смог глубже почувствовать себя в определенной среде и начать в ней жить жизнью своего героя.
Я знаю, ты играл в детской сказке. Чем маленький зритель отличается от взрослого?
Один мудрый человек однажды сказал: для детей надо играть так же, как для взрослых, только лучше. Детей надо понимать, ведь у них существует свой язык. У нас был замечательный режиссер, который вывозил нас играть с детьми в игрушки. В процессе игры мы должны были найти общий язык с ребенком. И я заметил, как только начинаешь искать его интереса к себе, ребенок закрывается, потому что ты перестаешь быть с ним естественным. Они все понимают лучше нас с вами, вопреки мнению многих родителей. А вообще когда играешь для детей, то сам возвращаешься в детство. Это очень увлекательно.
Актеры страдают хронической нехваткой времени. В этой связи личная жизнь не мешает актеру?
Одно из двух: либо мешает, либо помогает. На своих половинках мы иногда тренируемся. Как можно сыграть любовь, если никогда ее не испытывал? Те чувства, которые приходится изображать на сцене, должны быть пережиты самим тобой. Это твой опыт. Хотя личная жизнь отнимает много времени, но все же дает она гораздо больше.
А что для тебя известность?
Известность - это некий инструмент, который помогает актеру быть самостоятельным в выборе ролей. В то же время это большая ответственность - чем больше ты известен, тем выше требования к себе, выше планка. И никаких поблажек. Ведь чем выше стоишь, тем больнее будет падать.
А что бы ты хотел привнести в современный театр?
Сейчас появилось столько разных шоу, которые развлекают, но не содержат в себе никакой идеи. В то время как у нас столько талантливых людей, которым есть, что сказать. Я хотел бы, чтобы им давали больше возможностей «говорить», строили площадки, финансировали театры... Ведь иногда на плечи режиссера ложится огромное количество бытовых трудностей, и он вынужден их решать, вместо того, чтобы заниматься творчеством.
Что бы ты пожелал читателям?
Как ни банально звучит, но здоровья. Мне кажется, можно достичь любой цели только тогда, когда у тебя физически хватает на это сил. Я желаю читателям, чтобы у них хватило сил на то, чтобы достигнуть своих целей и воплотить в жизнь самые заветные желания.
Текст: Буркова Наталья