По большому счету, все зрители разделяются на две очень неравных части: на тех, кто сериалы смотрит и на тех, кто их не смотрит. Ну, есть еще маленькая толика тех, кто в них снимается, но их всех можно отнести к группе тех, кто сериалы не смотрит. Так вот, та часть народонаселения, которая свою жизнь тратит на прозябание перед экраном, поглощая очередной некачественный продукт, таки дождалась. Ломка после того, как слезли с иглы «Татьяниного дня», не успела и начаться. Новый многосерийный наркотик на Первом - сериал «Принцесса цирка».
Кстати, не стоит искать каких-то параллелей с одноименным фильмом 1982 года. Как говорится, все совпадения абсолютно случайны...
Этот сериал произвели по мексиканскому рецепту. Наша «Принцесса цирка» - переделка мексиканского сериала «Перегрина» (так по-испански называют странствующую артистку). Та же, в свою очередь, является ремейком венесуэльского сериала «Кассандра» с Кореймой Торрес и Освальдо Риосом в главных ролях. Правда, создатели сериала гордятся, что они значительно переработали сюжет, и от оригинала в нем не осталось практически ничего.
Сюжет «Принцессы» производства прошлого года порадует всех ценителей классических поворотов и сериальных перипетий. В этом сериале есть все, чего вы от него ждете: потерянные дети, подмена близнецов, бездарная игра актеров, ложь, предательство, обман, секреты рождения, злая тетка и хрупкая положительная героиня, любовь до гроба и бессмысленная ненависть, свадьбы и разводы, идеальный маникюр даже у нищенок и двухэтажные хоромы у безработных бомжей. Будет даже одна маленькая амнезия.
А начался праздник жизни в провинциальном (это так утверждает московский производитель, для которого и Питер - провинция) и совершенно фантастическом городке Самарске. В этот городок приезжает цирковая труппа (тоже нонсенс, но нужно было для сценария). В труппе есть девочка Ася - звезда и гимнастка, а у Аси есть тайна рождения (внимательный зритель легко догадается какая). Ася влюбляется в молодого человека, а когда он уезжает в далекие страны, продолжает крутить амур с его братом-близнецом. И не замечает, глупышка, что он совсем не похож на ее возлюбленного. Но ничего, главное, что это видно сердобольным зрительницам... Для сюжета сюда приплетены еще: настоящие и ненастоящие Асины родители, ее жених, ее воздыхатель, ее подружка, ее неподружка, личный водитель с замашками бывалого шантажиста, один кардиолог, несколько человек массовки. В общем, для тех, кто понимает, действо обещает быть захватывающим.
Но, просмотрев пару серий, первый вопрос, который напрашивается: почему с каждым годом то, что производители называют «теленовеллой», становится все хуже? Все низкопробнее? Все тупее? От чего это? От неуважения к своему зрителю? От лени, от отсутствия вкуса и элементарного творческого чутья?
Почему актриса, которая играет циркачку, не умеет жонглировать тремя мячиками? Как в советские времена можно был похитить (без шума и пыли) ребенка из роддома? Почему старый кардиолог через двадцать лет не становится старше? Как он вообще дожил? Почему у «злых» персонажей постоянно на лице такое особенное, «злое» выражение? Неужели режиссер думал, что зритель успеет забыть, где хорошие, а где плохие, и бедолаге нужно бы это постоянно напоминать?
Почему в сериалах хорошие - значит, мягко говоря, недалекие? И самое интересное: пока у них там идет такая бурная личная жизнь, когда они работают? Чтобы делать себе такие прически, приобретать наряды, машины, квартиры. Кушать, наконец. Знатоки скажут, что это вся излишняя реалистичность сериалу ни к чему. Мол, его смотрят, потому что хотят перенестись в сказку... Изведать неизведанное, почувствовать непрочувствованное. А, может, хотят восполнить собственную душевную бедность синтетическими страстями?
Не стоит мудрствовать и философствовать. Сериалы смотрели и будут смотреть. Потреблять так же бессмысленно, как макароны с зажаркой на завтрак. Если уж доктора в один голос кричат, что нужно заботиться о своем здоровье, полноценно питаться, а прислушиваются к ним единицы, что же говорить о тихом шепоте интеллекта? Поскуливает он где-то на задворках мозга, обнявшись с искалеченным и еще в юности недочитанным томиком Булгакова, кто же его услышит? Звук в «ящике» погромче, развалиться на продавленном диване, отключить сознание и воображение. А что, после трудового дня - имею я право по-человечески отдохнуть?
Наталия Руденко