Вдохновила ли Анатолия Иванова на создание своей книги монументальная «Сага о Форсайтах», любовь к Сибири или возможность рассказать о любви к советской власти — останется тайной. Но то, что его «Вечный зов» стал сагой о сибиряках, сомнений не вызывает. Об их характерах и судьбах, о любви и порядочности, о вере и патриотизме. Самостоятельность, хозяйственность, широта души и совестливость, продиктованные широкими и свободными просторами и богатством Сибири, — вот он вольный сибирский характер.
История трех братьев (как в исконных русских сказках), переживших все самые страшные события первой половины XX века, или история событий, перемоловших жизни этих людей. Все ли правда, много ли политики, заказа и прочей конъюнктуры - эти вопросы преломляются через одну простую вещь. Производит ли история впечатление, цепляют ли герои?
Саге Анатолия Иванова в таком ракурсе неоценимую услугу оказала экранизация, сгладившая некоторые углы и отточившая психологизм образов. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, практически все свои фильмы, сняли в творческом тандеме, дополняли друг друга на творческой площадке как лед и пламя. Динамичность Краснопольского, по его собственному признанию, сглаживалась рассудительностью и сдержанностью Ускова и давала ту самую золотую середину, которую и можно назвать гармонией. Такая слаженность неудивительна, ведь их объединяли не только ранее снятые фильмы, но и более прочные узы. Двоюродные братья с самого рождения росли вместе. Причем в очень сложной с советской точки зрения семье - в обеих родословных присутствовали богатые заводчики, состоятельные хозяева (можно сказать, кулаки) и даже жандармы. Воспоминания детства давали пищу для ума и при воплощении на экране саги, в деталях и эпизодах прослеживается их собственная история (к примеру, недолгого ареста бабушки Краснопольского). Эта своего рода причастность способствовала достоверности экранизации.
«Вечный зов» - один из самых больших сериалов советской эпохи - 19 серий. Несмотря на то, что сейчас в его адрес доносится критика советской конъюнктуры и заказа властей, у фильма не самая легкая история выхода на экран. Киноэпопея, снимавшаяся десять лет, в 1973 году вышла на экран в весьма урезанном виде, вместо отснятых двенадцати серий на экран попало только шесть. Остальные, в которых затрагивались репрессии, положили на полку. В 1976 году по инициативе Ю. Андропова режиссерам предложили откорректировать «опальные» серии и изрядно подправленный фильм вышел на экраны. В 1982-83 годах было отснято семисерийное продолжение («Вечный зов. Фильм второй») и на экраны СССР вышла полная версия. Фильм ждал оглушительный успех. Это выражалось не только в одобрении партии и правительства (Государственная премия СССР 1979 г.), но и во всенародной любви. В адрес создателей фильма и актеров шло несметное количество писем, причем не просто откликов, а откровений и размышлений.
В наше время фильм все так же любим и востребован. Конечно, меньше за «историчность», отредактированную цензурой. Хотя стоит отметить, что перемонтированный в 2000 году по новым стандартам 27-серийный фильм, мало, что «лишился» некоторых агитационных моментов, но еще и содержит материал, который не вошел в советскую версию. Эти пленки бережно хранил у себя дома Краснопольский.
Непреходящий интерес фильм вызывает тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава. Тандем режиссеров всегда отличался тем, что Краснопольский и Усков не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли. Выбирали они долго и тщательно, но результат того стоил: они находили актеров с такими чертами характера, которые наиболее полно помогали раскрыть образ главного героя. Как ни странно для советского кино, но один из самых ярчайших образов фильма отрицательный. Федька Савельев, средний брат, не имевший ни принципов, ни веры и в результате ставший предателем (и по нынешним меркам) врезается в память, благодаря блистательной игре Вадима Спиридонова. Самого актера тоже трудно назвать положительным примером. Инфернальный огонь в глазах, алкоголь, сложные отношения с любящей женой, а с другой стороны, бездна таланта, трудолюбия и сложились как мозаика в общий образ его мощи и отрицательного «киношного» обаяния.
Еще один отрицательный образ - Кафтанова, правда, сыгранный уже широко известным Копеляном, был воплощен настолько тонко, что Ефима Захаровича еще долго именовали «главным кулаком страны». К сожалению, эта роль стала последней ролью в кино, в 1975 году Ефим Копелян умер.
Один из самых пронзительных женских образов - Анфиса - воплощен в этом фильме Тамарой Семиной. Совращенная в юности Федором, Анфиса большую часть жизни изменяет с ним любящему мужу. Но, узнав о несчастье, случившемся с Кирьяном (после ампутации обеих ног во время Великой Отечественной войны, тот просит милостыню, не желая возвращаться к жене калекой), Анфиса разыскивает его и привозит домой. Любовь ли? Жалость ли? Сама Тамара Семина говорила: «Роль Анфисы - это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни - с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
Фильм «Вечный зов» вызывает неослабевающий интерес и полемику тем, что в нем тонко и филигранно «выписаны» человеческие характеры, такие противоречивые и разные, как это и бывает в жизни.