Тетралогия, объединяющая киноленты «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент» по праву считается классикой советского шпионского детектива. Отличительные особенности каждой части - захватывающий сюжет, искусная постановка, прекрасная смотрибельность. И, конечно же, игра актеров. За время съемок в тетралогии поучаствовали многие замечательные артисты. Кто-то уже был тогда в зените славы и купался в зрительской любви, а некоторые только делали первые шаги в кинематографе. И шаги получились уверенные, громкие.
История начинается с того, что сотрудники КГБ по своим тайным каналам получают информацию о том, что в СССР будет переправлен агент иностранной спецслужбы со сверхсекретным заданием. Резидент-международник под именем Михаила Зарокова прибывает в некий городок. Его цель - атомный промышленный комплекс. Советские чекисты выясняют, что истинная фамилия их нового противника - Тульев, он потомок белогвардейца, русского эмигранта, наследник графского титула. Вступить в игру ума, ловкости и нервов против такого матерого противника, имеющего много оснований для ненависти к Советской России, предстоит молодому сотруднику КГБ Павлу Синицыну, (агентурная кличка «Бекас»). В результате допущенной ошибки и в соответствии с канонами жанра резидент проигрывает менее искушенному оппоненту.
Второй фильм тетралогии повествует о том, как Тульев пытается пересмотреть свои жизненные принципы. Сотрудники КГБ предлагают ему стать «двойным» агентом и вести уже совершенно иную игру. Приносить пользу стране, которая причинила много боли ее гражданам, вынужденным искать пристанище на чужбине, но не перестала быть Родиной в самом главном значении этого слова. Психологическая обработка идет долго и мучительно (и, кстати, весьма достоверно даже для современного зрителя). И вот, наконец, матерый резидент Тульев делает свой выбор. Отныне его судьба будет неразрывно связана с Россией. Перевербованный агент выходит на связь со своими прежними кураторами.
«Возвращение резидента» за границу состоялось. Теперь ему надо быть втройне хитрее, осторожнее и внимательнее. Его подозревают в «перевербовке» и подвергают жесточайшей проверке. Тульеву кажется, что он с честью выдержал испытание. А у кураторов остаются сомнения, они надеются, что резидент допустит промах, выдаст себя. Но для профессионала дважды ошибаться было бы непростительно. Тульев осваивается с лезвием бритвы, по которому ходит, и начинает передавать в Центр крайне важные сведения. КГБ получает стратегическое преимущество над противником, ведь информация о планируемых операциях, об агентах, готовящихся к заброске, становится вовремя известна нашим чекистам. Более того, Тульев выходит на след, ведущий к нацистскому преступнику Гофману, заочно приговоренному к смертной казни, и содействует его аресту. Впрочем, этот сюжетный ход кажется несколько надуманным и излишним.
Операция «Резидент» длилась более 15 лет. И теперь она близка к завершению. Михаил Тульев славно поработал и вправе пожинать плоды трудов. А советские разведчики могут чувствовать себя вполне комфортно в противоборстве с внешним врагом. Да только по ту сторону «железного занавеса» с этим не желают мириться. Противник готовит сложную операцию. Специалист по ликвидации Брикман получает задание убить советского ученого Нестерова, разработчика сверхсекретного противоракетного оружия. Но на каждое действие можно найти противодействие, а противодействие КГБ - серьезное дело.
Впрочем, никто и не сомневался.
Популярность тетралогии не проходит с годами. Пусть нет спецэффектов, драки и погони всегда на втором плане, а на первом - соперничество ума, построение и разгадывание хитроумных ходов и тактических ловушек, борьба нервов.
Самое яркое впечатление оставляет игра актеров. Неповторимый, психологически выверенный образ резидента, созданный обаянием и талантом Георгия Жженова. Колоритнейший народный любимец Леонид Броневой замечательно вжившийся в образ Иоганна Штаубе. Евгений Киндинов, вызывающий неизменную симпатию и даже легкое сожаление, что его герой Брокман попался. И, конечно же, особенный колорит (увы, только в «Ошибке резидента») придают замечательные песни в исполнении Михаила Ножкина.
Алексей Чернов