«Программа «Контрольная закупка» не сотрудничает с производителями товаров, снимается только на средства Первого канала и исключительно в интересах телезрителей». С такой вот многообещающей надписи на экране и начинается каждый выпуск передачи «Контрольная закупка» на вышеупомянутом канале. Звучит настолько благообразно и привлекательно, что волей-неволей хочется верить тем, без сомнения, кристально честным людям, которые эту надпись придумали. Но одновременно и появляется червячок сомнения - а появляется он всякий раз, когда кто-нибудь, с вами совершенно незнакомый, заявляет, что действует исключительно в ваших интересах.
Концепция передачи «Контрольная закупка» едва ли не идеальна. С одной стороны, она затрагивает непосредственно интересы телезрителей, потому что между понятиями «телезритель» и «покупатель» нужно без раздумий ставить знак равенства. Так вот, мы живём отнюдь не в идеальном обществе, где все люди относятся друг к другу исключительно хорошо, желают окружающим только добра и даже помыслить не могут, чтобы обмануть ближнего и нажиться за его счёт. К сожалению, есть целый слой людей, в отношении которых большинство населения с удовольствием отменила бы презумпцию невиновности, и имя этому сословию - «продавцы».
Именно к продавцам (которые одновременно являются и производителями) возникают претензии по качеству товаров. Существует практически целая наука (правда, пока не имеющая официального названия) по выдвижению этих самых покупательских претензий к продавцам-производителям товаров. Однако профилактика всегда лучше, чем лечение - «Контрольная закупка» предлагает экспертизу различных брендов того или иного товара, на основании которой и выносится вердикт, какой товар качественнее. Одним словом, для потребителя эта передача является своеобразным компасом, позволяющим не потеряться в океане рекламы.
С другой стороны, у создателей «Контрольной закупки» наверняка не болит голова при визитах на регулярные совещания к руководителю, на которых с них требуют высоких рейтингов. В силу той зрительской заинтересованности в получении информации о достоинствах и недостатках товаров народного потребления, у «Контрольной закупки» проблем с рейтингом нет и быть не может. Популярность у зрителей и надёжные тылы в виде довольного работой руководства канала - что может быть лучше для создателей телевизионной программы?
Конкретное воплощение этой хрустальной мечты любого телевизионщика тоже, нужно признать, осуществлено на высоком уровне. Во-первых, формат программы задействует в телезрителе почти спортивный азарт - несколько товаров разных торговых марок участвуют в настоящем состязании. Сначала свой приговор выносят обыкновенные потребители, которые испытывают представленные на суд вещи. Затем в несколько этапов проводятся уже профессиональные экспертизы, специфические для каждого вида товаров. После каждой экспертизы отсеиваются один или несколько претендентов и в финале называется победитель, самый лучший товар. По-своему увлекательно. Даже странно, что в букмекерских конторах ещё не принимают ставки на то, какой бренд будет признан лучшим в программе «Контрольная закупка»...
Во-вторых, в передачу очень умело вмещено несколько очень занятных рубрик вроде «СОВЕТская пятиминутка», «Контрольное задание», «Звёздная закупка» и других, в которых зритель узнаёт немало интересной информации и получает полезные в домохозяйстве советы. Отдельных комплиментов заслуживает талантливая творческая находка - в конце программы в виде метеопрогноза сообщаются цены на тестируемый товар в общем по стране и в нескольких регионах.
В-третьих, удачно выбрана стилистика передачи, возвращающая нашу генетическую память к далёким романтичным шестидесятым. Цветовая палитра, состоящая из нежных и успокаивающих глаз и нервы розового, светло-жёлтого, голубого цветов. Музыкальное сопровождение в виде незатейливых мелодий, исполняемых на праобразах синтезаторов, и моментально вызывающих в памяти совершенно гениальную кинокомедию 40-50-летней давности «Три плюс два». Стайка миловидных постоянно улыбающихся девушек с причёсками хрущёвской эпохи и в одеяниях, очень напоминающих гимнастические трико. В общем, здравствуй, ностальгия по времени, когда наши соотечественники первыми полетели в космос, в балете были лучше всех, и слушали подпольные записи «Биттлз».
Во всём этом телевизионном благополучии всё же есть и настораживающий момент и касается он неизбежных сомнений, а так ли независимы и объективны эксперты программы «Контрольная закупка» при определении лучших товаров? Не является ли передача, задуманная как противодействие рекламе, изощрённой формой этой самой рекламы? Многие телезрители, опираясь на личный опыт, категорически не соглашаются с оценками различных товаров, даваемыми в передаче. Но есть ведь и немало зрителей, которые с выводами телевизионщиков полностью соглашаются. Тут уж каждый должен решать для себя и руководствоваться старым добрым принципом «доверяй, но проверяй».
Александр Бабицкий