Дмитрий Дибров - журналист, телевизионный ведущий (экс-ведущий программ «О, счастливчик», «Антропология») и музыкант. Он умеет рассказывать, увлекать и эпатировать. Карьеру журналиста Дмитрий начал в 1982 году корреспондентом газеты «Московский комсомолец», и впоследствии успел поработать на трех федеральных каналах (НТВ, Первый канал, Россия). В начале 2007 он ушел с телевидения, однако, совсем недавно, совместно со Львом Новоженовым, запустил новый Интернет-портал - «top4top» - лучшее для лучших. Чтобы узнать подробности проекта из первых уст, мы решили встретиться с Дмитрием в одном московском ресторане, где, за чашкой кофе, известный интеллектуал пооткровенничал с нами не только о своем новом проекте, но и о многом другом.
Дмитрий расскажите, что это за проект - top4top, и какова его цель?
Цель проекта - создать среду обитания русскоязычного интеллектуала. Мне бы хотелось, чтобы люди, живущие в Самаре, Волгограде, Новосибирске и любом другом городе имели бы такую область, где они могли бы увидеть, прежде всего, друг друга и выставить на суд релевантного круга свои произведения. Ведь для того чтобы сделать кино- или телепроизведение сейчас вообще ничего не нужно, кроме отсутствия лени. Сегодня камера стоит 300 долларов, а компьютер, в котором находится все Останкино - 1000. Останкинская аппаратная не умеет ничего такого, чего бы не умела маленькая тонкая компьютерная книжечка. Разница в том, что Останкино умеет передавать это эфиром, а эта книжечка нет. Мне бы хотелось чтобы «top4top», было бы как раз тем самым местом, где русскоязычный интеллектуал мог выставлять на суд себе подобных свои произведения в любом жанре.
Почему именно Интернет? За Интернетом будущее?
Несомненно, поскольку Интернет помогает человеку быть тем, кем он хотел бы быть, а не тем, кто он есть. Не секрет что мы все ненавидим свое тело, мы все полагаем что могли бы быть лучше. На этом основан тот факт, например, что мы все не любим смотреть собственные видеозаписи. Мне кажется, что в человеке не так важно кто он есть, важнее кем он может быть. Это главный механизм эволюции человека - возрастание. Интернет позволяет нам освободиться от тела, мы даже можем придумать себе любое другое имя. Это как у Габриеля Гарсия Маркеса в рассказе «Самый красивый утопленник на свете» - «он был так прекрасен, что его могли звать только Эстебан». В Интернете мы можем без опасения быть разнузданными, целомудренными, созидательными, а можем вылить весь гнев, зависть и желчь на окружающий мир. Этим Интернет и ценен. Сегодня есть люди, для которых вообще основная жизнь в Интернете.
Как вы считаете это хорошо или плохо?
Для начала, нужно понять каковы критерии - хорошо и плохо. Все что основано на созидании, на рождении нового - это хорошо. Все что на разделении людей по любому признаку - это скверно. Я думаю что Кафка, если бы жил в наше время, разумеется, сидел бы в Интернете. Так ведь он и сидел за письменным столом в оставшееся время от отвратительной, изнуряющей работы банковского клерка. Он сидел в коморке и писал. Кстати, он ведь завещал сжечь свои произведения после смерти. К счастью его другу пришло в голову не сжечь, а издать. Если бы был Интернет в то время, это было бы идеальное место для Кафки. А сколько таких среди нас?
А на телевидение не думали сделать что-то новое? Вы много лет поработали на ТВ, и как профессионал в этой области, видите каких передач нам не хватает.
У нас все есть на телевидении. Только вот давайте разберемся, что мы называем телевидением. Мы по старинке полагаем, что телевидение это пять метровых каналов. Это не так. Телевидение - это 295 каналов, которые сегодня можно принять и они идут на той же самой плазменной панели.
Существуют же все равно основные каналы: Первый канал, НТВ и тд.
Дело в том, что для интеллектуала основных каналов нет. Интеллектуал терпеть не может Суслова, который полагал, что есть какая-то одна общая для всех эстетическая идея. Например, он искренне полагал, что есть высокое искусство - балет и опера, а есть низменное - эстрада и т. д. С тех пор, кстати, многие ненавидят балет и оперу, а зря, хорошее искусство. И основных каналов сейчас к счастью нет. Сегодня существует прекрасный исторический канал на кабельном телевидении, называется - 365. Документальные фильмы идут на документальном канале.
И все-таки, для большей массы, эти пять кнопок и есть основные.
Люди не равны. На равенстве строится, например, марксистская доктрина, но мы же знаем, во что она превращается - все равны, но некоторые, равнее других. Есть плебеи духа, а есть патриции духа. Я не имею в виду, по рождению, я имею в виду по продукту, которые они приносят окружающим.
Вы имеете в виду - материальное и духовное?
Есть люди, которые потребляют фильмы «Любовь-морковь», «180 см и выше» и т. д., это ведь проще, правда? И есть ли смысл для большинства копаться в психоделике Линча, когда есть на свете прекрасный фильм «Параграф 78» и «Антикиллер». Это масса прекрасно обслужена: у них есть Дима Билан, «Любовь морковь» и т. д. Я тоже обслуживаю, но только тех, кто и рад бы найти достоинства в фильме «180 см и выше», но они не могут смотреть его дальше 12-ой минуты, потому что их тошнит. Я отдан на службу тем, кто остается на "Репетицию оркестра" Феллини, после того как уйдут все те, кто по ошибке зашел в кинозал. Я это видел, в зале остается человек десять. И вот эти десять меня интересуют. Знаете, деньги рождаются теми, кто уходит с репетиции оркестра.
ы же знаем в конце концов во что она превращается. систкая теория . . и .й па»ели. ковского клерка. Вы считаете что интеллектуально развитых людей такой маленький процент ?
А он всегда одинаков - это 20 на 80. Как неравномерно распределение количества осадков на поверхности земли, также неравномерно распределение интеллектуалов среди плебеев духа. Идеи рождаются у 20-ти, а деньги рождаются у 80-ти. Почему за плебсами так ухаживают? Потому что они рождают деньги, остальные их только аккумулируют. Почему во Францию мы отправляем наш газ и почему они за это платят? Потому что в результате на заводе Сitrоеn благодаря этому газу родится Сitrоеn С4, который потом можно продать плебсу, и он заплатит за это деньги.
То есть, все сводится к тому что у нас общество потребления ?
Точно. Ну, конечно, ни один из руководителей массовой культуры на телевидение, в полиграфии и т. д., никто не злодей сам по себе. Я знаю, что они догадываются кто такой С. Кьер-Кегор. Они знают приблизительно библиографию Кнута Гамсуна...
Вот вы говорите, что деньги рождаются в практике, а как совместить несовместимое - чтобы человек рождающий идеи имел бы еще и твердую материальную почву?
Для интеллектуала тут есть своя опасность. Он не может вслед за героем Фаулза запереться в башне из черного дерева и творить там только для себя, естественно он будет голодать. Ему все же придется нащупать, что нужно практике. Не той практике, которая волнует продюсеров массовой культуры, а хотя бы релевантному кругу. Он должен попробовать послужить и массе и себе, не проституя при этом.
А вообще, Интеллектуал в вашем понимание, это кто?
Интеллектуал - это человек, который в равной мере ценит продукт материальный и нематериальный. Это человек, который понимает что рассуждения о том, что первично - дух или материя, также важны, как и рассуждения о том, куда поехать летом. Он может оценить одновременно Bentley, Armani, знает цену номера в гостинице «S» между Ниццей и Монтекарло, но вместе с тем он с легкостью готов рассуждать, например, о сценографии Бенуа. И с восторгом поговорит о том кто продуктивнее для дальнейшей эволюции - Марк Эрнст или Дали. Вот это интеллектуал. И при этом может быть и иезуитом, и эгоистом, и хамом.
Но есть же еще простой интеллигентный человек способный говорить о культуре, искусстве, но который может и рад бы поговорить об Armani, только вот не может себе это позволить в материальном плане.
Интеллигент - это скорее понятие нравственное. Я видел интеллигентов среди токарей, и я видел хамов среди белых воротничков. Интеллигент это человек, который полагает, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Хотя лучше нам было бы отнестись к письмам М.П.Чехова к брату, где изложены десять заповедей - что такое русский интеллигент.
И опять таки, если вернуться к теме Интернета, сейчас это все очень легко скачать.
И самое смешное, что это можно скачать там же, откуда скачивают «что делают московские студентки, когда выпьют». Один и тот же источник.
Получается, что мы сами выбираем, что нам интереснее - читать желтые заголовки или письма Чехова.
Культура - это выбор, как говорит Абраам Моль. И это правда. Поэтому, да, абсолютно верно, весь вопрос только в нашем выборе.
Интервью Тамары Цацанашвили