«Сынок» - все проблемы в женщинах



На протяжении довольно длительного периода времени некоторые «взрослые» представители рода человеческого пытаются постичь сложный и противоречивый внутренний мир подростка. Как водится, у кого-то получается очень, у кого-то не очень, а кто-то вообще бы лучше и не пытался. Последнее в данном случае означает, что попытка на практике провалилась, и отношения между взрослым человеком и подрастающим негодником стали ещё хуже. В теории же - то есть, в искусстве, в кино, к примеру - это значит, что зрителю в очередной раз подарили пару часов пустоты и мигрень на сон грядущий.

В своей новой кинокартине «Сынок» режиссёр Лариса Садилова как раз попыталась разобраться в хитросплетениях этого самого мира ещё не взрослых, но уже не маленьких человечков. Фильм прошел незамеченным на «Кинотавре», но получил приз журнала «Кинопроцесс» на фестивале «Московская премьера», который также отметил актёрскую работу Виктора Сухорукова.

СынокКартина «Сынок», заявленная как драма отцов и детей, прежде всего, пытается рассказать о подрастающем поколении и его проблемах. По версии Садиловой, у молодых людей, даже у самых внешне симпатичных и умных, трудностей очень и очень много: они, например, не знают, что нехорошо брать чужие машины и угонять их черт знает куда. Дальше - больше: режиссёр допускает, что в современной России симпатичная, юная, возможно даже, несовершеннолетняя девушка, натянувшая джинсовый костюмчик «в облипочку», может выйти к дороге и спокойно отправиться путешествовать автостопом по родным деревням, городам и прочим живописным местам.

То есть, выйти-то она, конечно, может, но вот остаться потом хотя бы относительно целой - это уже всё-таки нонсенс. Столь романтичным и одновременно смелым заявлениям можно только позавидовать, но всё-таки от реальности их отделяет пропасть неприятных мелочей - бандиты всякие, насильники, маньяки, родная милиция, которая, как известно, всех нас бережёт, ну и ещё кое-какие детали.

СынокВпрочем, взрослому, состоявшемуся человеку, выросшему в тепличных советских реалиях, вникнуть во все тонкости жизни нынешних подростков, ясное дело, очень непросто. Некоторые, перешедшие за границу «30-ти», люди, ещё не создавшие «здоровую ячейку общества», вообще не могут поверить, что сегодня детей до 12-ти, а то и до 15-ти лет родители водят в школу за ручку. Однако и вековечная дилемма «отцы и дети» в «Сынке» раскрыта предельно невнятно. Отец мальчика (Виктор Сухоруков) первую половину фильма мечется между кухней и пасекой, не забывая в перерывах между делом нежно отчитывать сына за непослушание. Почему сын не слушается и чего, в конечном счёте, хочет - неясно никому, ни сыну, ни отцу, ни зрителям.

В конце концов, подбадриваемый агрессивными криками бойкой девицы-путешественницы, сын угоняет машину, катает девицу по родным полям, целует и вскоре остаётся один на один с гаишниками, упекающими мальца в тюрьму по подозрению в убийстве.

Мягкотелый отец, увидев родное чадо за решеткой, начинает зачем-то кричать, что совершенно не сердится, в то время как сын воротит личико - вот и вся дилемма.

СынокРежиссёр и сценарист в одном лице не посчитали нужным раскрывать мотивации героев, а посему ввели в сценарий некую женщину-адвоката (Евгения Симонова), взявшуюся защищать сынка и, судя по всему, исполняющую роль резонёра. Всё время своего пребывания на экране, адвокатша как бы тонко намекает неудачливому папаше, что все проблемы в его доме - от отсутствия женщин: ты баб, дескать, водил к себе? Не водил? Вот и пожинай теперь плоды плохого воспитания, тряпка!

Странно наблюдать, как хороший актёрский состав теряется в отсутствии то ли четко поставленной режиссёром задачи, то ли ясных мотивов у своих героев: право, не сваливать же все проблемы мальчика на отсутствие женского внимания.

В довершение ко всему, уже который фильм, у Ларисы Садиловой получается делать своих героев совершенно непривлекательными: милого, но несколько «обабившегося» отца в исполнении прекрасного артиста Сухорукова - попросту рохлей; сбившегося с пути сынка - глупцом; бойкую девицу - так вообще пронырливой идиоткой, зачем-то бросающей в камеру несколько пафосных фраз «о мечте и действиях».

Попытками рассказать что-то о новом поколении Лариса Садилова напомнила зрителям о далёких 80-х, когда Динара Асанова снимала свои культовые фильмы о трудных подростках, о молодых людях вообще и, главное, о времени, в котором эти молодые люди росли. В чём состоит главный месседж картины «Сынок» - вопрос, ответить на который может, судя по всему, только вышеупомянутая адвокатша: все проблемы в женщинах, скажет она вам. Ну, или в их отсутствии.

Васса Петрова