Когда кинематографистам стало ясно, что зритель изрядно устал от боевиков и «завоевателей столицы», они принялись отчаянно искать темы, которые могли бы зацепить аудиторию. Главной, по-прежнему, оставалась тема поиска счастья. В процессе создания другого кино появился ряд законов, по которым можно было добиться этого счастья: настойчивость, уверенность, независимость. Иван Вырыпаев в своем фильме «Кислород» вспоминает о других законах, созданных на две тысячи лет раньше: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не противься злому»...
Однако его герои отклоняются от заповедей Божьих. Санёк (Алексей Филимонов) убивает жену из-за того, что в ней больше нет живительного кислорода. Саша (Каролина Грушка) делает попытку убить мужа по той же причине. Без «чистого кислорода» герои не могут полноценно жить, дышать, чувствовать.
«Кислород» - это десять прозаических рэп-композиций с двумя главными героями. Фильм как бы делится надвое: в одной части герои живут, в другой смотрят на собственную жизнь глазами других людей, озвучивают и комментируют её.
В основе картины лежит текст одноимённой пьесы Ивана Вырыпаева. Пьесу нелегко перенести на экран, поэтому режиссёр придумывает оригинальную композицию с использованием всех известных кинотехнологий. В фильме присутствует хроника, документалистика, анимация, компьютерная графика, фотосъёмка. Но несмотря на сумасшедшее смешение технологий и стилей, картина смотрится на удивление легко.
Благодаря необычной форме подачи можно и не заметить недостатки содержания. Недостатки, прежде всего, в тексте, который временами стилизуется под евангельские заповеди. Текст Священного Писания подчёркивает несовершенство текста «Кислорода». Чтобы выделить особо значимые моменты, режиссёр решил прибегнуть к закону «вдалбливающего повторения»: иногда герои повторяют одну и ту же фразу несколько минут. И если вначале это смотрелось интересно, то под конец стало утомлять и даже раздражать.
Фильм Вырыпаева противоречив: простое и лёгкое повествование вызывает сложные, а иногда гнетущие чувства. Возможно, эти чувства рождены своеобразным юмором картины: циничным, жестоким. «Сегодня четверг. До бога ещё два дня. Бога нужно ещё немного подождать. Потому что завтра всего лишь пятница, а бог у нас только в субботу, бог у нас только на уикенды, бог у нас только по выходным...».
Особую роль в фильме играет музыка, которая иногда лучше слов передаёт то, что хотел бы сказать режиссёр. И, конечно, нельзя не сказать о блистательной операторской работе Андрея Найдёнова, уже восхитившего зрителей своим мастерством в дебютной работе Вырыпаева «Эйфория».
«Кислород» - безусловно, новый шаг в истории российского кинематографа. В интервью режиссёр говорит, что эта картина для тех, кто хочет размышлять о вечном. Герои в кадре размышляют о том, что самым важным в жизни является кислород. Герои за кадром решают, что самое важное - совесть. А что выберет зритель?
Наталья Кузнецова