Карен Шахназаров: «Искусство – это форма человеческого познания мира»



Карен ШахназаровВ документальном фильме Эдуарда Щербакова из цикла «Острова» Карен Шахназаров сказал: «Режиссура - это вопрос высочайшей культуры, личной культуры. Что такое культура? Это колоссальная эрудиция во всех областях. Надо знать живопись, литературу, музыку». Он, как режиссер, изначально ставил себе высокую планку, и успешно ее преодолевал. Он считает, что кино и любое искусство – это «стремление к истине, к правде». Почти как наука, «только наука – способ рациональный, а искусство – через сердце, через чувства, эмоции».

Карен Шахназаров – это человек, который предлагает другим эмоциональный способ познания мира. Все его фильмы – «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Цареубийца», «Американская дочь», «Яды, или Всемирная история отравления» и многие, многие другие – это то, что режиссер и сценарист Карен Шахназаров берет из мира и вновь предлагает миру, уже переработав, пропустив через собственный эмоциональный и чувственный фильтр, предлагает – как очки для улучшения зрения. И – работает. Мы смотрим фильмы Карена Шахназарова и удивляемся – как же так, почему этого не замечали раньше, ведь вот оно, все очевидное… Этот режиссер не просто умеет настраиваться на одну волну со своим зрителем, он живет на этой волне.

Карен ШахназаровКарен Шахназаров – не только режиссер, который пишет сценарии к некоторым своим картинам, он еще и генеральный директор крупнейшей студии Европы – «Мосфильм», чья эмблема всегда ассоциировалась со знаком качества. Так что Шахназарову приходится заниматься не только своими картинами, но и думать о других режиссерах. Особенно сложно это сейчас, во время мирового кризиса. Зимой Карен Шахназаров переживал, что «Мосфильм» остановил съемки, и не только по той причине, что «зимой кино не снимается» (натура чаще всего не соответствует сценарию), но и из чисто финансовых соображений. Правда, это была беда не только «Мосфильма», но и остальных киностудий, но все равно обидно. Тем не менее, «Мосфильм» приходил на помощь тем фильмам, которые были практически готовы, но не могли быть завершены из-за прекращения финансирования. Студия становилась соинвестором, копродюсером, и «подхватывала» фильмы.

Тем не менее, недавно на Московском кинофестивале была продемонстрирована очередная картина Карена Шахназарова, снятая по мотивам знаменитого произведения Чехова «Палата № 6». Интересно, что проект длился целых два десятилетия. Сценарий был написан Кареном Шахназаровым и его постоянным партнером по сценариям Александром Бородянским. Они получили предложение итальянского продюсера, главную роль в фильме должен был исполнять сам Марчелло Мастрояни. Но… сценаристы не договорились с итальянцами. Дело в том, что у Шахназарова и Бородянского возникла идея перенести действие повести в современность, а итальянцы настаивали на костюмированном, традиционном фильме, «дословно по Чехову». В результате Марчелло Мастрояни не довелось сыграть главную роль в чеховской драме, а Карен Шахназаров сегодня «рад, что все получилось так, как получилось».

Карен ШахназаровОсобенно интересен фильм тем, что, несмотря на то, что текст Чехова практически не был изменен (разве что ремарки стали диалогами), в картину были добавлены документальные кадры – интервью у пациентов лечебницы. У самых настоящих больных, находящихся на излечении в самой настоящей психиатрической лечебнице. И, тем не менее, это смешение классики и современности оказалось органическим.

Это фильм о людях обреченных, которые могли бы жить обычной жизнью – но в соответствующих, нормальных условиях, а живут – в условиях непрекращающейся катастрофы. Любопытно, что за двадцать лет «вызревания» сценария в него попала тема религии, более того – она стала лейтмотивом. Как сказал Шахназаров: «В процессе работы возникают вещи, которых, оказывается, раньше совершенно не замечал. Я для себя открыл, что Чехов – очень религиозный писатель, не меньше, чем Достоевский. Только у него это скрыто в текстах, в отличие от того же Федора Михайловича. Этот мотив есть, и он возник не по нашей прихоти».

Меняется мир, изменяется кинематограф, появляются новые звезды на кинонебосклоне, а Карен Шахназаров по-прежнему высоко держит планку требований, и не собирается ее опускать.

 

София Варган