За несколько дней до Нового года закончились съёмки фильма «Крыша». Основатель весёлых историй киножурнала «Ералаш» режиссер Борис Грачевский снимает недетское кино! В последний съёмочный день вокруг школы № 297 царит живая, рабочая атмосфера. На первом этаже раздается весёлый, энергичный голос человека в красной ушанке, вальяжно развалившегося на школьной скамейке рядом с раздевалкой. Режиссёр руководит процессом!
Борис Юрьевич, насколько я знаю это первый полнометражный ваш фильм. Почему именно сейчас решили снять такую картину?
Идея пришла давно. Я хотел снять кино, которое затронет меня. У меня был задуман один вариант, но умер мой соавтор. Случайно нашёл другой сценарий и два года его переделывал, менял.
Почему выбрали название «Крыша»?
Крыша - это любимое место главной героини. С этой крыши всё начинается, она будет в середине и в конце фильма. Это место, куда всякие перипетии судьбы приведут героев. Крыша - это место, город, в котором они живут.
Ради чего снимался этот фильм?
Ради того, чтобы все люди подумали о том, что они творят на земле и как мало внимания уделяют детям. Это совершенно недетское кино, но с детьми. Сегодня ещё будем снимать несколько трагических кадров.
Трагические сцены в фильме тоже есть?
Там очень много сцен, где плачут люди. 12-летняя дочка не пускает маму на гулянку. Это трагическая история. У девочки есть папа, которого она любит, и мама, которая загуляла с братом отца.
Другая история про одинокую девочку, у которой мама на пяти работах пашет. Девочка одна. В конце она говорит, что нельзя жить без мамы: «Мамочка, я не могу без тебя». А на самом деле она разговаривает с халатом, а не с мамой.
А есть сцены, над которыми от души можно посмеяться?
Есть и такие, но их не много. Комедии - в «Ералаше».
Какие интересные случаи происходили во время съёмок на площадке?
Мы снимаем полтора месяца каждый день. Я 5000 детей посмотрел, чтобы выбрать 3 девочек и удивительно, что одна из этой школы. Я об этом в конце узнал. Это потрясающе! Я искал девочек, которые будут лучше всех играть из 5000, и они оказались совершенно разные. Худенькая, кругленькая, чернявенькая - они очаровательны. Сегодня я смотрел материал финальный, где они стоят на краю крыши и рыдают, прощаясь с жизнью - я плакал. Я сам снимал, сам плакал - вот так.
В целом вы довольны процессом съёмок, какие ощущения?
Я уже ничего не ощущаю. С 16 ноября по 25 декабря без выходных, с 8 утра до 2 часов ночи всё время что-то делаю. Если я не снимаю, то я монтирую, если я не монтирую, то я делаю ещё что-то. Я просто «озверело»!
Борис Юрьевич, когда собираетесь выпускать фильм в прокат?
Мы сейчас его ощутим, нам надо вырезать 25 минут, хотя требуют 30. Наверное, в сентябре.
Вы заранее знали, кто будет играть главные роли?
Я специально не хотел окунаться во всё это. Единственное, что я знал, что бабу Нюру будет играть Евдокия Германова. Всё остальное мне было неинтересно, пока я не закончил сценарий. Закончил сценарий, начал работать над этим. Естественно мне очень хотелось поработать с Марией Шукшиной. Именно из этой обаятельной, очаровательной актрисы хотелось сделать такую мымру, вернее жёсткую карьеристку, которая ломает всё на свете, не обращая внимания на свою дочку, лишь бы всё было в порядке.
Ольга Прокофьева, которая играет милую, весёлую, остроумную женщину, запутавшуюся в своих собственных чувствах, не совсем молодую, бальзаковского возраста. Она запуталась в любви, между мужем и братом мужа - это очень тяжело. Лариса Гузеева - красавица, играет такую смешную тётку, училку. У Кати Никитиной маленькая роль получилась - яркая, смешная. Любимый Саша Головин играет в эпизоде. Он - мой любимец, мой мальчик, моя гордость! Артисты один лучше другого. Анатолий Журавлёв - замечательный, блистательный, великолепный, проще всего было с ним работать. Но со всеми и просто и непросто работать, но, тем не менее, работать можно. И результат хороший.
В будущем собираетесь продолжать снимать полнометражные фильмы?
Не знаю. У меня есть 2 - 3 разные задумки, просто эскизы фильмов. Я пока не знаю, даже не думаю об этом. Хочу доделать одно кино, хочу сделать кино, чтобы зал рыдал, дышал, сопереживал. Это очень важно!
Я на самом деле горд: мы в 9 утра залезли на крышу, слезли в половину 2-го ночи, дети самые жёсткие сцены играли без пятнадцати двенадцать ночи, но рыдали так, что я рыдал с ними.
Интервью Елены Воробьевой