Фёдор Бондарчук – фамилия ко многому обязывает



Фёдор БондарчукУдивительное дело – в СССР, при огромном цензурном гнёте, когда по решениям «сверху» из фильмов вырезались сцены, а многие картины и вовсе ложились на полку, было множество талантливых режиссёров и даже несколько по-настоящему великих. А в условиях современной России, когда у творцов имеется художественная свобода, когда можно снимать хоть модернистское кино, хоть фестивальное, хоть классическое, хоть коммерческое, новых по-настоящему громких имён отчего-то не появляется. Всё так же в прекрасной форме Михалков, Герман, Сокуров, Лунгин, но это всё «старая гвардия». Из «новой гвардии» поговорим сегодня о Фёдоре Бондарчуке.

Фёдор Бондарчук, как и все дети талантливых и успешных родителей, оказался перед необходимостью жизненного выбора - либо навсегда остаться в тени своего отца, режиссёра Сергея Бондарчука, либо пытаться идти своей, пусть временами и тернистой, дорогой. Фёдор, родившийся 9 мая 1967 года в Москве, выбрал свой путь. Вернее, путь выбрал его.

Фёдор БондарчукПосле окончания школы в 1985 году Фёдор предполагал поступать в престижнейший МГИМО, искать своё призвание на дипломатическом поприще. Однако тут вмешались пробелы в образовании - Федя был ребёнком не то чтобы сложным, но своеобразным, со своим видением себя в окружающей действительности, поэтому с учёбой у него отношения, мягко говоря, не сложились. Что и проявилось со всей отчётливостью на вступительных экзаменах, когда Бондарчук-младший сделал в сочинении 37 ошибок и заслуженно получил твёрдую оценку «два» (странно, что не «единицу»). После этого по настоянию отца он отправился во ВГИК на режиссёрское отделение. По признанию Фёдора, в тот момент ему было решительно всё равно, куда поступать - через год-два ему предстояла служба в рядах советской армии, поэтому название ВУЗа роли не играло. Однако гены сработали на все сто и к тому моменту, когда Бондарчук-младший отправился отдавать долг Родине, он уже понял, что режиссура является его призванием.

Фёдор БондарчукВернувшись из рядов вооружённых сил в 1989 году (Бондарчук служил в знаменитой Таманской кавалерийской дивизии), Фёдор продолжил обучение режиссёрскому мастерству вплоть до 1991 года, момента окончания ВГИКа. Он как раз успел застать последний по-настоящему крупный проект советского кинематографа, эпическую картину одного из своих учителей Юрия Озерова «Сталинград» и даже сыграть в ней одну из второстепенных ролей. Осмотревшись, Фёдор Бондарчук понял - в ближайшие годы для кинорежиссёра работы будет мало. И действительно, 1990-е годы известны в российском кино как период безвременья, безденежья и безкартинья. В это время на счету Бондарчука только фильм «Люблю» с Людмилой Гурченко в главной роли, датируемый 1993 годом. В дальнейшем сообразительный и талантливый молодой человек понял, что свои силы нужно применять к молодому и перспективному виду кино- и видеоискусства - к съёмкам музыкальных и рекламных клипов. Начав с клипа на песню Натальи Ветлицкой «Посмотри в глаза», Бондарчук за десятилетие снял клипы практически для всех ведущих исполнителей российского шоу-бизнеса. Во многом именно благодаря энтузиазму и новым подходам Фёдора Сергеевича клипмейкерство в нашей стране перестало восприниматься как нечто второсортное и приобрело статус искусства. Его работы завоевали с полтора десятка призов на различных российских и международных фестивалях музыкальных клипов и рекламных роликов.

Фёдор БондарчукПо словам Фёдора, он долгое время сознательно уходил от режиссуры в большом кино, ограничиваясь актёрскими работами (откровенно говоря, профессиональными, но не более того), съёмками роликов, продюсированием и работой на телевидении в качестве ведущего. Однако с началом XXI века, когда в Россию потекли большие деньги, и кое-что из этого изобилия попало и в кино, он перестал заглушать в себе тягу к большой режиссёрской работе. И в 2004 году выпустил на экраны главный блокбастер современного отечественного кино «9 рота». Помимо того, что картина дала путёвку в жизнь ряду молодых многообещающих актёров, она ещё и получила множество разнообразных внутрироссийских призов.

Фёдор Бондарчук не останавливается на достигнутом - иначе какой бы он был Бондарчук? В скором времени нашего зрителя ждёт ещё одно потрясение, ответственным за которое является именно Бондарчук и знаменитые отечественные писатели-фантасты братья Стругацкие. Именно по их роману «Обитаемый остров» Фёдор снял одноимённый фантастический супербоевик. Фильм обещает быть весьма интересным - ведь режиссёр пригласил на главные роли малоизвестных артистов (исполнитель самой главной роли, Василий Степанов, вообще дебютировал в кино) при множестве знаменитостей «на подпевках», масштабных декорациях, костюмах, с общим бюджетом в почти 40 миллионов долларов и грандиозными маркетинговыми планами по российскому и зарубежному прокату, выходу на ТВ и рынок DVD. Что у Фёдора Бондарчука из этого получится - скоро увидим.

Александр Бабицкий