В конце ноября на экраны вышел фильм знаменитого российского режиссера Михаила Туманишвили «Второе дыхание: на рубеже атаки». Мы хорошо его знаем по фильмам «Авария - дочь мента», «Волкодав», «Крестоносец» и известному сериалу «Марш Турецкого». В своих фильмах он всегда болел за страну, картина «Второе дыхание: на рубеже атаки» не стала исключением. О том, как появилась идея снять этот фильм и что двигало создателями, нашему корреспонденту рассказывает сам Михаил Иосифович Туманишвили
Михаил, расскажите, как к вам попал сценарий фильма «Второе дыхание: на острие атаки»?
Года два назад, тогда ещё был жив Андрей Разбаш, удивительный и очень талантливый человек, он позвонил с предложением сделать римейк по моему фильму «Одиночное плавание». Я очень удивился, потому что главный герой был убит по ходу фильма, Саша Фатюшин, который играл одну из главных ролей, «царство ему небесное», тоже ушёл на тот свет, Нартай Бегалин тоже, и один только Серёжа Насибов уехал в Америку, женившись на какой-то американской миллионерше. Не с кем это было делать. Я предложил обратиться к сценаристу Евгению Месяцеву, с которым я делал эту картину.
А за год до этого я был членом жюри Волоколамского фестиваля, который был создан в память Сергея Федоровича Бондарчука. Там была картина Тарасова, которая называлась то ли «Честь имею», то ли что-то в этом роде. Была история про мальчиков-кадетов, которые учатся в военно-десантных войсках под руководством старшего офицера. Я видел фрагмент: на каких-то учениях, в спортивном лагере, около водохранилища ребята сталкиваются с бандитами, которыми руководил потрясающий актёр Костюхин. Он ищет сокровища на дне этого водохранилища. Они вступают в схватку и естественно побеждают негодяев. Мы даже, по-моему, приз дали Серёже Тарасову за детское кино, которое воспитывает патриотические чувства молодого поколения.
Я беру сценарий Месяцева и понимаю, что он переписан слово в слово с того сценария, который снимал Серёжа Тарасов, только тут уже не кадеты, а ребята, проходящие срочную службу в армии. Мы договорились с Месяцевым, что берём только эту тему, а дальше будем делать свой сценарий. Саша Бородянский - мой друг и товарищ, помог придумать новую историю, в которой тему сокровищ мы кинули в начало войны, когда русская церковь, гонимая ещё при Сталине большевиками, уходящая в подполье, была почти разорена. Но в тяжёлые годы войны, когда над страной нависла опасность гитлеровского вторжения и краха страны, церковь выступила с инициативой к своим прихожанам собрать посильно у кого, что есть в домах, самое ценное что можно было отдать, чтобы эти ценности превратить в деньги. И на эти деньги в годы войны хотели построить для Красной армии самолётную эскадрилью и танковый взвод. Мы это сохранили и кинули в начало войны, этот эпизод мы снимали под Минском.
Дальше министерство обороны взяло сценарий под свой контроль, то есть на него были выделены деньги, чтобы мы создали некий, грубо говоря, рекламный продукт, насыщенный какими-то элементами искусства и кинематографического творчества, под лозунгом: «Молодые ребята, идите служить в армию по контракту!». Это сейчас очень важная тема и ей, видимо, озабочены наши государственные мужи и военноначальники. Авторами сценария стала придумываться история уже не молодых ребят-новобранцев, а людей, которые, отслужив срочную службу, были разбросаны по каким-то жизненным адресам, каждый в своём направлении. Мы взяли за основу историю нашего главного героя, которого играет Петя Красилов. Он, отслужив в Югославии в миротворческих войсках, попадает домой в свой уездный город. Он человек талантливый, прекрасный компьютерный график, с каким-то режиссёрским виденьем жизни, человек компанейский, удачлив в бизнесе, в своём творчестве, он обеспечен деньгами, у него и подруги, и приятели, и товарищи - в общем, жизнь удалась. И в определённый момент, как это иногда случается с молодыми людьми, он просыпается и в кровати вдруг обнаруживает совершенно незнакомую девушку рядом с собой, которая ему в принципе не нужна. Она решила его таким образом захомутать и заставить его жениться на себе. Наш герой от ужаса перспективы жизни с нелюбимым человеком решил пойти в армию, куда его давно звал бывший военком. Вот это его ход. У других ребят, которых играют очень хорошие актёры: Денис Никифоров, Максим Щёголев и Никита Емшанов - своя жизнь, каждый из своей ниши.
Как вы выбирали актеров на роли? Был кастинг?
Конечно, был кастинг. У нас много народу пробовалось на главную героиню, которую прекрасно сыграла Катя Климова - героическая девочка - она перенесла все тяготы и сложности, и работала без дублёра. Один раз у неё был дублёр: катился вместо неё по склонам оврага с 50 м высоты, но в конце она уже сама докатывалась. А так и в болото сама лезла. Мужики все были в гидрокостюмах, чтобы не мёрзнуть, а она как девочка кокетливая и следящая за своей фигурой, отказалась от него, потому что он её полнил. И всё это выдержала, всё это вынесла, причём она до этого месяца 4 или 5 только родила второго ребёнка. Так что она, ну просто героиня! Почти в течение месяца на «Мосфильме» мы проводили пробы и, мне кажется, мы угадали.
А как по-вашему у современного человека должно проявляться чувство любви к родине?
Очень сложный вопрос. То, что я вижу на улице, в магазинах, на Патриарших прудах, где недалеко живу, в метро, в кинотеатрах - во мне вызывает чувство тревоги, честно говоря. И чувство, не то, что страха за будущее нашей страны, чувство серьёзного беспокойства. Я человек старый, родился в 30-м году прошлого века, и, когда война началась, мне было шесть лет. Я уже был учеником нулёвки в центральной музыкальной школе. Всю войну я был в Москве, получал военную карточку, бегал с мамой и сестричкой в бомбоубежище под бомбёжками, и жили мы в голоде и холоде. Но я не про это даже говорю, а про то, что в то время люди: и мальчики, и девочки 16-17 лет прибавляли себе годы, чтобы уйти на фронт. Понимаете? Необученные, неумелые, наивные, с необсохшим молоком на губах, но шли защищать Родину. Не дай Бог, такая беда, такая катастрофа случится сейчас с Россией. Это ведь вполне возможно, судя по тому, что вокруг нас происходит. Я не всю молодёжь знаю, но во мне нет уверенности, что даже десятая часть из этой тучи людей, пойдёт в военкоматы и попросит записаться на фронт, чтобы идти и защищать нашу многострадальную страну. Есть, наверняка, очень талантливые ребята, люди творческие, продвинутые, думающие, но они где-то спрятаны за компьютерами или в каких-то аудиториях, в которых я не бываю, или в домах, которые я не знаю. Это, главное, не их вина, не этих ребят: молодых мальчиков и девочек. Это вина, как мне представляется, отсутствия политической воли, как политической воли Сталина в своё время, которая, на мой взгляд, очистила страну от бандитизма за несколько лет, который был жутко тогда развит.
Что сейчас происходит на телевидении? Я имею ввиду рекламу, развлекательные программы. «Кривое зеркало», на мой взгляд, вредительство нравственное, духовное, интеллектуальное, которое людей, из особей думающих, превращает в потребителей. Уйдёт это наше поколение, уйдёт ещё какое-то после нас, кто придёт? Страшно думать. С какими мозгами, с какими сердцем, с какой душой, с какой нравственностью? Эти люди будут управлять великой, мощной и очень сложной страной. Я не знаю патриотизм ли это, но меня это безумно, на старости лет, волнует и тревожит.
Я знаю, что изначально фильм назывался «На рубеже атаки», а потом появилось предисловие в названии «Второе дыхание». Почему?
Мне кажется, «На рубеже атаки» - не все бы поняли, что это такое. «Второе дыхание» я придумал и был этим горд. Когда люди по жизни начинают бежать дистанцию, выдыхаются и в какой-то момент, преодолев себя, - приобретают второе дыхание. Это название очень символическое для наших героев. Но потом мне кто-то сказал, что, оказывается, фильм «Второе дыхание» был уже в Италии. Значит, это было бы явным воровством, и тогда возникла история сделать «Второе дыхание: на рубеже атаки». Нашли выход.
Как вы думаете, какое будущее ждёт наше кино?
Будущее у кино должно быть обязательно. Потому что страна наша полна талантливыми людьми. Другое дело, чтобы кино приходили снимать люди, не только талантливые, но и профессиональные. Если будет, как «Самый лучший фильм», то лучше повеситься прямо сейчас, застрелиться на месте (смеётся). Если будет такое, как у Германа или Соловьёва, как у Балаяна, Андрона Кончаловского или Никиты Михалкова - дай Бог нашей стране процветания и счастья! Вот и всё.
Интервью Елены Воробьевой