Алексей Баталов: аристократ среди актёров



Алексей БаталовНа первый взгляд это кажется удивительным, но советское кино, призванное нести в рабоче-крестьянские массы не менее рабоче-крестьянские ценности, подарило нам немало актёров, которые являются живым воплощением аристократизма. Наше кино нельзя представить без Вячеслава Тихонова, Василия Ланового, Олега и Глеба Стриженовых и, конечно, Алексея Баталова.

Между тем нет ничего удивительного в том, что Алексей Владимирович во все свои роли, будь то образ парня из рабочей семьи, обыкновенного шофёра или секретаря горкома партии, всегда вносил врождённую интеллигентность и верность внутренним принципам.

Алексей БаталовАлексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в Москве, в самой что ни на есть артистической семье. Его родители, Владимир Баталов и Ольга Ольшевская, были актёрами МХАТа, а по бабушке Баталов имел дворянские корни.  По воспоминаниям, самого Алексея Баталова, до войны он рос практически «буржуйским» ребёнком. А могло ли быть иначе, если всё раннее детство прошло за мхатовскими кулисами? После развода родителей в начале 1930-х годов, когда мать вышла замуж за писателя Виктора Ардова, Баталов с головой окунулся уже в литературную среду. Достаточно сказать, что частой гостьей семьи Ардовых была великая Анна Ахматова. Но мирное детство закончилось в 1941 году. Вскоре после начала Великой Отечественной войны последовала эвакуация в Татарстан, в город Бугульму, где юноша и столкнулся с настоящей и очень нелегкой жизнью. Именно в период эвакуации Алексей Баталов сделал свой жизненный выбор, и этот выбор был естественен и логичен - он решил стать актёром.

После окончания войны и возвращения в Москву Баталов поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1950 году. Процесс получения актёрского образования складывался для молодого человека непросто. Нет, в учебном плане трудностей не возникало, проблема была скорее психологического свойства. Не секрет, что в нашей стране существует стереотип (не всегда, кстати, безосновательный), согласно которому дети актёров поступают в театральные ВУЗы, прежде всего, благодаря связям родителей. Подобное же поговаривали и о Баталове. А если учесть, что Баталов учился на курсе своего дяди, актёра Виктора Станицына, то вполне понятно, что его достижения не очень добрые языки списывали на родственные связи.

Алексей БаталовКак бы то ни было, после окончания Школы-студии Алексей Баталов отдал полагавшийся долг Родине, отслужив два года в армии, как и полагается артисту, будучи прикомандированным к Театру Советской армии. А затем ему посчастливилось встретить, что называется, «своего» кинорежиссёра. Иосиф Хейфиц отобрал молодого и ещё никому неизвестного актёра на одну из главных ролей в картину «Большая семья», ставшую одной из популярнейших советских кинолент 1954 года. Закрепил свой успешный кинодебют Баталов в следующем фильме того же Хейфица, «Дело Румянцева», рассказывающего о том, как молодой честный шофёр в результате махинаций уголовников был обвинён в преступлении. Именно с этого момента началась блистательная кинематографическая карьера Алексея Баталова, которая, так сложилось, поставила крест на работе актёра в театре - с 1956 года он прекратил работу во МХАТе, в труппу которого был принят тремя годами ранее.

За последующие три десятилетия у Алексея Баталова было множество запоминающихся ролей в кинофильмах. Яркая роль в получившем всемирное признание фильме «Летят журавли» (1957); очень точная в психологическом отношении работа в экранизации чеховской «Дамы с собачкой» (1958); роль молодого смертельно больного учёного в драме «Девять дней одного года», которая была признана лучшим фильмом 1962 года, а самого Баталова зрители назвали лучшим актёром года; любимый образ советских детей, акробат Тибул в сказке «Три толстяка» (1966); воплощение дворянской чести в картине «Звезда пленительного счастья» (1975) и, разумеется, необычный слесарь Гоша из оскароносного фильма «Москва слезам не верит» (1980).

Алексей БаталовНельзя не признать успешным и режиссёрский опыт Баталова: так, именно он ответственен за постановку тех же «Трёх толстяков». С 1975 года, когда Алексей Владимирович принял во ВГИКе курс скончавшегося Бориса Бабочкина, он до сих пор является преподавателем этого прославленного ВУЗа, став в 1979 году профессором, а позднее - заведующим кафедры актёрского мастерства. Заслуги Баталова в развитии отечественной культуры уже давно общепризнанны: он народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и России, Герой Социалистического труда, президент Российской академии кинематографических искусств... Список наград и регалий можно продолжать ещё долго.

Личная жизнь Алексея Баталова складывалась нелегко. Первую семью он создал с Ириной Ротовой, с которой был знаком с детства (их семьи были соседями по дачным участкам), у них родилась дочь Надежда. Однако с ростом популярности Алексея Владимировича внутрисемейные отношения стали портиться. А в 1954 году, на съёмках картины «Дело Румянцева» в Ленинграде Баталов познакомился с артисткой цирка, цыганской танцовщицей Гитаной Леонтенко, и влюбился в неё. Молодые люди долго не могли быть вместе (со стороны Гитаны против брака с не-цыганом возражали родители, Баталов решал вопросы по расставанию с первой супругой), но в 1963 году они наконец-то соединились узами брака. Вскоре у Баталова родилась вторая дочь, Мария, радость от появления на свет которой была омрачена неизлечимой болезнью девочки. На протяжении всей жизни Мария прикована к инвалидному креслу, что не помешало ей вести достаточно активную жизнь: она закончила сценарное отделение ВГИКа.

Сложно представить нашу жизнь без того обаяния, которое принес в нее этот замечательный человек. В него влюблялись, его уважали, на него равнялись. Можно лишь пожелать, чтобы звезда Алексея Баталова продолжала светить и нашим детям. Ведь «если звезды зажигаются... значит это кому-нибудь нужно».

Александр Бабицкий