Алиса Фрейндлих – актриса с рождения



Алиса ФрейндлихЕсли задаться целью и пересчитать все награды и регалии актрисы Алисы Фрейндлих, то, пожалуй, хватит на целую труппу какого-либо приличного театра. Достаточно сказать, что народная артистка СССР награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» (III и IV степеней), Дружбы, Трудового Красного Знамени, многократно отмечена Государственной премией в области литературы и искусства. Артистическое будущее Алисы Фрейндлих было предопределено с рождения.

Ее родители - известный ленинградский актер Бруно Фрейндлих и учившаяся на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, а впоследствии игравшая там Ксения Федорова - поощряли увлечение дочери театром.

Алиса ФрейндлихВсю Великую Отечественную войну Алиса вместе с мамой провела в Ленинграде. Бруно Фрейндлих уехал с театром в Ташкент, что спасло всю семью, поскольку он был потомственным немцем, против которых начались репрессии. Увы, вернулся актер из эвакуации с новой женой и дочкой. Но Алиса не перестала общаться с отцом, раскрывавшим ей волшебный мир сцены.

В 1953 году она окончила школу и поступила в Ленинградский Театральный институт имени Островского. Алиса попала в мастерскую Бориса Зона и целиком посвятила себя учебе. Правда, за время обучения она дебютировала в кино (сыграла эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники») и вышла замуж за однокурсника. Но студенческий брак оказался недолгим.

Получив диплом, Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени Комиссаржевской. Здесь она играла в основном травести. Но так талантливо и органично, что вскоре ей доверили главную роль в постановке «Время любить».

Алиса ФрейндлихНастало время и для настоящей любви. В 1961 году по приглашению руководителя Театра имени Ленсовета Игоря Владимирова Фрейндлих сменила труппу. Позднее она стала супругой знаменитого режиссера.

Владимиров помог раскрыться драматическому таланту актрисы. «Под Фрейндлих» он восстановил «Таню» Арбузова и режиссировал «Варшавскую мелодию» Зорина. Но самой выдающейся ролью в этом театре стала Катерина Ивановна в постановке по роману Достоевского «Преступление и наказание». Также она поражала зрителей своим пением, ведь у нее редчайшее меццо-сопрано.

В кино у Фрейндлих долго не ладилось. То роли предлагали неподходящие, то не получалось совместить съемки с работой в театре. Первая заметная работа Алисы Бруновны состоялась только в 1974 году, когда она сыграла в картине Евгения Хринюка «Анна и Командор». А три года спустя на экраны вышел знаменитый «Служебный роман», после которого актрису заваливали письмами женщины со всего СССР и благодарили за то, что благодаря метаморфозам с ее героиней, они и сами изменили свою жизнь. Это был успех. До конца 70-х Фрейндлих исполнила еще две выдающиеся роли: жены главного героя в «Сталкере» Андрея Тарковского и Анны Австрийской в «Д`Артаньяне и трех мушкетерах» Георгия Юнгвальд-Хилькевича.

Алиса ФрейндлихВ начале 80-х годов Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров расстались после 17 лет совместной жизни. Однако какое-то время продолжали работать вместе. Но в 1983 году актриса покинула Театр имени Ленсовета и перешла в Большой драматический театр, где великолепно стала играть в «Блондинке» Володина, «На дне» Горького и в мюзикле  «Последний пылкий влюбленный» Саймона. Она в третий раз вышла замуж, ее избранником стал актер Юрий Соловей. Но и этот брак просуществовал относительно недолго.

В 90-е годы актриса снималась немного. Запомнилась ее Анна Австрийская в «Мушкетерах двадцать лет спустя» и «Тайне королевы Анны». И, несомненно, удачной стала роль писательницы в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера». Замечательной театральной работой Алисы Фрейндлих в паре с Олегом Басилашвили стала «Калифорнийская сюита». Также актриса исполнила заветную мечту - сыграла шекспировскую Леди Макбет в постановке Темура Чхеидзе. После этой роли она вышла из труппы БДТ и теперь работает по приглашениям разных театров. Например, играет в спектакле Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета «Оскар и Розовая Дама. Четырнадцать писем к Богу». За эту работу актриса была отмечена премиями «Золотой софит» («Актер года») и «Золотая маска» («За лучшую женскую роль»).

В 2005 году вышла на экраны психологическая драма «На Верхней Масловке», рассказывающая о последних представителях рафинированной интеллигенции. Картина произвела очень сильное впечатление и была удостоена множества наград. Занятая в главной роли Алиса Фрейндлих была удостоена приза за лучшую женскую роль на кинофестивале «Амурская осень» в Благовещенске и премии «Ника» в той же номинации.

Алексей Чернов