Крах инженера Гарина – триумф советской фантастики | Театр + Кино - актеры кино звезды фото новости театра статьи рецензии
 
 

Крах инженера Гарина – триумф советской фантастики



Крах инженера ГаринаЕсть такие фильмы, которые с момента их создания смотрят все следующие поколения. Кажется, это называется классикой. «Крах инженера Гарина» Леонида Квинихидзе - несомненно, один из них. Фильм, который уже больше тридцати лет опровергает свое название с точностью до наоборот. Пока на протяжении трех серий инженер терпит крах, фильм напротив уже три десятка лет успешен.

Леонида Квинихидзе больше знают по его музыкальным комедиям («Соломенная шляпка», «31 июня»), но начинал он как раз с драм, среди которых и «Крах инженера Гарина». Экранизация фантастики - не самая простая задача, но она режиссеру удалась. Первоначально фильм планировали назвать «Преступления П.П. Гарина», но Гостелерадио настояло на «Крахе». Это название в некотором смысле практически убивало интригу, потому что сразу было понятно, чем все закончится. Но с госзаказом спорить было невозможно, и Квинихидзе принялся снимать фильм об инженере, обреченном на крах. Впрочем, когда он нашел исполнителя главной роли, то понял, что теперь крах фильму точно не грозит. 

Крах инженера ГаринаПретендентов на роль было трое: Регимантас Адомайтис, Анатолий Ромашин и Олег Борисов. Но после того, как Квинихидзе увидел Борисова на сцене Ленинградского БДТ, а после и на пробах, сомнений в том, кто будет Гариным у него не осталось. Так и появился одержимый психопат и гениальный изобретатель, влюбленный и авантюрист - инженер Гарин Олега Борисова. Кстати именно Олег Борисов нашел актрису на роль Зои Монроз. Красавица Нонна Терентьева, с которой он работал в киевском Театре имени Леси Украинки, идеально подошла под образ Зои. Шельгой, советским детективом, стал Александр Белявский, Роллингом - Василий Корзун,  Гастоном Утиный  Нос - Ефим Копелян,  а доктором Вольфом - Александр Кайдановский.

Начало фильма и основную фабулу оставили такими, какие были у Алексея Толстого. В мае 192... затертого года на заброшенной даче под Ленинградом происходит убийство. Сотрудник уголовного розыска Василий Шельга обнаруживает зарезанного человека со следами пыток. Все указывает на то, что в подвале явно дачи проводились какие-то физико-химические опыты. Возникает предположение, что убитый - некий инженер Петр Петрович Гарин. Между тем, настоящий инженер Гарин, самовлюбленный и весьма аморальный тип, но необычайно талантливый ученый, разработавший тепловой луч (практически аналог лазера, к слову), спасается, а гибнет его сотрудник, двойник Гарина (у Гарина вообще есть такая привычка, подставлять вместо себя двойников).

Крах инженера ГаринаСкоро Шельга понимает, что его одурачили, но поздно: Гарин ускользнул за границу, в Париж. Он решает использовать гиперболоид для безумной идеи - стать правителем мира. И, конечно же, в средствах Гарин не стесняется, как и положено гениальному злодею. Те, кто за ним охотится - тоже. В отличие от Гарина из книжки, Гарин из фильма правителем мира не станет, а в самом конце даже совершит поступок, отдающий благородством. Впрочем, Гарин получился такой сумасшедший, что, несмотря на свои злодейства, он даже симпатичен. И, несмотря на то, что инженера ожидает крах, смотреть фильм интересно. Актерская игра, сюжетные интриги держат в напряжении, да и герои ведут себя непредсказуемо в совсем нетипичных обстоятельствах.

Фантастика без спецэффектов или с минимальным их количеством. Оказывается, такое бывает. Для современного пресыщенного зрителя это хорошо забытое старое может оказаться чем-то очень новым. Здесь нет ни постановочных боев с восточными единоборствами, ни масштабных батальных сцен, и даже взрывы выглядят довольно  скромно, но фильм смотрели, смотрят и будут смотреть, потому что в нем есть кое-что куда более важное. В нем есть продуманный сценарий и актерская игра, а это именно то, что делает фильм фильмом и, увы, нынешние создатели кино почему-то уделяют этому внимания намного меньше, чем следует.

Ася Калинина