Сейчас все кому не лень ворчат о немощности отечественных сериалов, производство которых превратилось в хорошо отлаженный конвейер. По количеству «мыла» на душу населения мы, наверное, давно впереди планеты всей, чего, к сожалению, не скажешь о качестве выпускаемой продукции. Вот и приходиться все чаще слышать слова о том, что, дескать, раньше кино лучше снимали.
С утверждением этим можно поспорить, но факт остается фактом - улицы вымирали, когда по телевизору шли первые отечественные телесериалы «Семнадцать мгновений весны», «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».
«Долгая дорога в дюнах», вышедшая на экраны в 1980-м году, не избежала участи своих именитых предшественников, став самым известным творением Рижской киностудии. О популярности сериала красноречиво свидетельствует тот факт, что малышей, родившихся в восьмидесятом, поголовно называли Мартами и Артурами, в честь полюбившихся главных героев. Эти повзрослевшие дети «Долгой дороги», по численности способные конкурировать с «детьми Олимпиады», пожалуй, единственное, что осталось еще у России и Латвии от общего советского прошлого. А сам фильм стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как музыка Раймонда Паулса, пляжи Юрмалы и тягучий рижский бальзам.
Поставил «Долгую дорогу» Алоиз Бренч, латвийский Феллини, самый известный в Советском Союзе режиссер-детективщик, единственный, кто снимал фильмы про запретную западную жизнь: «Мираж», «Двойной капкан», «Шах для королевы бриллиантов». Сценарий написал драматург Олег Руднев. Первоначально он представлял собой наброски то ли повести, то ли незаконченного романа, не совсем адаптированного для съемок, но обладавшего немалым художественным потенциалом. Доработкой материала занимался московский сценарист Дмитрий Василиу, который специально приехал в Ригу.
Эта история могла произойти где угодно и в любое время. Люди, разделенные сословными и классовыми предрассудками, любят друг друга. Глупая ссора и разрыв. Она выходит замуж за обожающего ее негодяя. Он остается один, не зная, что где-то растет сын. И долгожданная встреча через тридцать лет, сквозь вечность разлуки, сквозь расстояния, сквозь Балтику и Сибирь...
История любви красавицы Марты (актриса Лилита Озолиня) и бедного рыбака Артура (Юозас Киселюс) охватывает период с 40-х до 80-х годов прошлого века. Менялась страна, вместе с нею менялись герои, их судьбы и только светлое чувство, которое они смогли сохранить в своих сердцах, неизменно во все времена.
Большую роль в успехе картины сыграли актеры, хотя многие поначалу были против, чтобы роли в латышском фильме исполняли литовцы. Дескать, школа и темперамент не тот. Но режиссер был непреклонен. Бренч обладал потрясающей интуицией на подбор актеров и за яркие, запоминающиеся образы мы должны благодарить именно его. Ну а за прекрасную музыку низкий поклон композитору Раймонду Паулсу, недаром его имя потом будет греметь на весь Союз.
Без ляпов, понятное дело, не обошлось и любители замечать неточности и промахи найдут чем поживиться, но заострять на этом внимание, право же, не хочется.
Естественно, были и недовольные. Прибалтийские националисты, например, очень огорчились, что за кадром остался вход советских танков в Ригу в 40-м году. А также эпизод с уничтожением гитлеровцами зажиточных рижских евреев. «Эту киноленту в Латвии до сих пор обвиняют в том, что в ней продемонстрирован советский подход к нашей истории. Люди не представляют, как сложно было в те годы показать хоть какой-то краешек правды», - говорит Тамара Лоренц, вдова Виктора Лоренца, главного консультанта картины.
Но, несмотря на все недостатки, фильм имел оглушительный успех - признание критиков, государственная премия актерам. Отношение зрителей к картине не изменилось и по сей день. Касается это, конечно, в основном представителей старшего поколения, которые выросли на «Долгой дороге», до сих пор называя ее любимым фильмом детства. Тем, кто помоложе, эта трогательная история сейчас может показаться наивной. Слишком уж много изменилось с тех пор и в стране и в кино, но профессионализм, которым пропитан практически каждый кадр никуда не делся. А вот этому как раз и стоит поучиться современному кинематографу.
Олег Подковыров