«Идиот» - это неоднозначное, противоречивое и при этом совершенно особенное произведение Ф.М. Достоевского. Мне было всего четырнадцать лет, когда я впервые увидела фильм «Идиот» в постановке И.А. Пырьева, после которого навсегда «заболела» кинематографом и Достоевским. С тех пор я периодически пересматриваю его, и до сих пор он меня не разочаровал. Сам фильм сделан в едином порыве и смотрится на одном дыхании. Он весь как бы подчиняется силе одной властной руки, руки настоящего мастера, Ивана Александровича Пырьева.
В нем все органично: сцены снятые крупным планом, прекрасная игра актеров и удивительно подходящая музыка. Пырьев смог передать атмосферу такого накала страстей, что становится просто страшно за актеров: как они смогли все это выдержать.
Центральные роли (князь Мышкин, Настасья Филипповна, Ганя Иволгин) играют исполнители разных школ: Юрий Яковлев и Юлия Борисова - это московский театр имени Вахтангова (в театре они исполняли те же самые роли), а Никита Подгорный - ленинградский Большой драматический театр под руководством Товстоногова. Но в фильме они единое целое и здесь возникает мысль, что только по-настоящему большие актеры могут позволить себе играть так ярко, эмоционально и выглядеть при этом убедительно, ведь будь это хоть чуточку менее талантливо, то напоминало бы индийское кино.
Центральный образ князя Мышкина в прекрасном исполнении Юрия Яковлева и Настасья Филипповна (Ю.Борисова) - это два обнаженных страдания. Это особые люди, которые видят друг друга в толпе, ощущают присутствие человека, который также чувствует и понимает окружающий мир. Князь Мышкин Ю.Яковлева при всей своей мягкости, наивности и доверчивости производит впечатление человека, которым невозможно помыкать, он все равно сделает все так, как подсказывает ему совесть.
Но все-таки самое сильное впечатление производит Настасья Филипповна. Юлия Борисова играет человека «без кожи», психиатры называют таких людей сенситивами. Сенситив реагирует на любое воздействие извне, безумно страдает от малейшей вины, намека на упрек, видит упреки там, где их нет. Толстокожим людям понять таких невозможно. Жизнь научила Настасью Филипповну защищаться от грубых, похотливых и жадных людей внешней агрессивностью, а вот перед порядочными и честными людьми она так и осталась беззащитной. Она и страдает именно потому что боится принести несчастье тем, кого полюбит. Агрессивный, грубый смех и несчастные глаза, глаза, которые невозможно забыть, - это Настасья Филипповна Юлии Борисовой.
Ганя Иволгин (Никита Подгорный) - удивительная актерская работа. Передать чувства и страдания маленького, обыкновенного, не слишком порядочного, но очень честолюбивого человека так, что ему невольно начинаешь сочувствовать - это настоящее искусство.
В создании образов центральных героев и единой композиции фильма не последнее место принадлежит кинооператору Валентину Павлову. Замечательные крупные планы, выразительные глаза, которые снимаются то прямо, то как бы снизу, яркие краски - все это создает единый эмоциональный образ фильма. Когда князь Мышкин говорит, что его поразил портрет Настасьи Филипповны, то ему, веришь сразу и не просто на слово, ведь эти глаза действительно производят впечатление.
И, наконец, музыка. Также как и сам фильм, музыка Николая Крюкова яркая, выразительная, она как бы подчеркивает, выделяет нужные места, усиливая воздействие фильма на зрителя.
Есть в фильме и недостатки (как же без них?). Например, совершенно непонятно, почему на князя Мышкина произвела такое впечатление ничем не выделяющаяся среди остальных сестер Аглая Епанчина: в фильме она абсолютно невыразительна. На фоне замечательной игры актеров, исполняющих главные роли, семейство Епанчиных вообще выглядит очень бледно, несмотря на то, что генеральшу играет сама В.Пашенная.
Когда-то я жалела, что снята была только первая часть фильма, но теперь мне кажется, что фильм просто невозможно было продолжить на том же уровне, дальнейшее продолжение просто снизило бы впечатление от него. А впечатление осталось незабываемое. Очень немногие картины производят такое же.
Галина Черемина