«Десантура»: кирпичи головой ломать – не главное



ДесантураЗа последние несколько лет отечественное телевидение в немалой степени оказало вооружённым силам своеобразную медвежью услугу. Современные «военные» сериалы в большинстве своём являются продуктами низкокачественными. Наивно-абсурдные сценарии (в которых невозможно отделить наивность от абсурда), диалоги, написанные будто пятиклассниками, топорная игра актёров – джентльменский набор российского сериала на современную военную тематику.

Когда появился анонс сериала «Десантура: Никто, кроме нас», первым и вполне объяснимым желанием было потерять пульт от телевизора и не находить его в ближайшие несколько недель. Правда, с самого начала по-хорошему насторожил актёрский состав сериала. Никиту Емшанова широкие зрительские круги не слишком хорошо знают, но с остальными-то главными действующими лицами мы прекрасно знакомы.

Тут вам и молодые звёзды российского кино Егор Бероев и Анна Снаткина, и уже отлично себя зарекомендовавший в сериальном творчестве Кирилл Плетнёв, и лицо картины «Питер FM» Екатерина Федулова. Конечно, случается и так, что в плохом фильме снимается множество хороших актёров. Но ведь если у продюсеров нашлись деньги на известных исполнителей, наверняка они не поскупились и на профессиональную съёмочную группу, не так ли? Такие вот рассуждения и склонили чашу весов в пользу просмотра телефильма «Десантура: Никто, кроме нас».

ДесантураЛента приятно удивляет прямо-таки эпическим размахом описываемых событий - от 1991 года до наших дней. Начинается описание суровых будней российских десантников с самого начала: с того, как трое курсантов - будущих лейтенантов десантников знакомятся в Рязани с симпатичными девушками. Всё, как полагается - любовь, ревность, создание молодых семей. Правда, время для любви молодые люди выбрали неспокойное. Распался Советский Союз, на карте некогда братских союзных республик возникло множество «горячих точек», пожары в которых тушить больше некому, как российской армии и их гордости, воздушно-десантным войскам. Жизнь офицеров и их семей и так не сахар, а тут она стала совсем несладкой: фактическая нищета, престиж армии упал ниже плинтуса, да ещё и воевать приходится во вроде бы мирное время едва ли не безостановочно. Так что главных героев сериала «Десантура» ждут испытания не только на поле боя, но и в собственных семьях. Ведь обожжённые войной офицерские судьбы это проверка на прочность не только для них, но и для тех, кто с ними рядом.

ДесантураЧто порадовало с первой серии проекта, так это внимание именно к эмоциональной жизни персонажей. Как ни странно это прозвучит в отношении сериала о ВДВ, где что ни серия, то рассказ о командировке десантников в Абхазию, Таджикистан, Чечню и так далее, но этот фильм не ставит военную составляющую на первый план. Главной целью сценаристов и режиссёров было не показать в очередной раз, как российские десантники умеют прыгать с парашютами, стрелять из всех видов стрелкового оружия и нейтрализовать противника в рукопашной схватке. Главным объектом внимания стали люди -  офицеры и их избранницы, взаимоотношения которых неизбежно менялись, где-то в лучшую, где-то в худшую сторону. Когда человеческие переживания показаны талантливо, за этим всегда интереснее наблюдать, чем за наскучившими и дешёвыми батальными сценами.

Впрочем «военная сторона» сериала ни в коем случае не может быть названа «дешёвой». Может быть, в фильме есть неточности и ляпы с точки зрения особенностей и специфики военной службы вообще и службы в ВДВ в частности, может быть, в реальных военных действиях всё немного по-другому. Не берусь судить, здесь нужно обращаться к специалистам. Но вот по качеству исполнения, по качеству организации и съёмок военной жизни, по воссозданию динамизма экстренной ситуации сериал заслуживает всяческих похвал. Допустим, здесь не наблюдается гениального блеска военных картин Фрэнсиса Форда Копполы или Оливера Стоуна, зато всё сделано качественно, каждый кадр выстроен и наполнен организованно, продуманно и, как кажется, жизненно.

ДесантураЧто касается сугубо драматической стороны, за которую в первую очередь отвечает актёрский состав, то и здесь повода для явных упрёков не найдётся. Анна Снаткина и Екатерина Федулова хоть и тяготеют к более «спокойным» ролям, к лирично-комедийным светлым образам, до сих пор не давали оснований для сомнения в своей профпригодности. Сказали сыграть жизненную драму в бытовых тонах - что ж, вспомнились уроки актёрского мастерства и разнообразные этюды студенческих времён и образы были раскрыты на крепкую «четвёрку».

Под стать женской части актёрского ансамбля отработали и «десантники». Правда, небольшие вопросы возникли с самого начала по поводу кандидатуры Егора Бероева. По актёрским качествам к нему никто никогда претензий не предъявлял, просто удивил выбор продюсеров, решивших сделать из Егора офицера ВДВ. Плетнёв и Емшанов - типажи для военных подходящие, суровые. А вот с Бероевым не всё так гладко - у него же на лбу написано высшее образование, музыкальная школа по классу баяна и фортепиано и предки-интеллигенты как минимум до четвёртого колена. Нет, встречаются офицеры-интеллигенты и в ВДВ, но это всё-таки шаг в сторону от правды жизни, к тому же влияющий на восприятие персонажа. Впрочем, если вспомнить, что сериал в первую очередь драматический, а только во вторую военный, это замечание теряет значительную долю своей значимости.

Так что можно нас всех поздравить: новый телевизионный сезон на одном из центральных каналов начинается с достойной премьеры.

Александр Бабицкий