«Деревенская комедия»: смеёмся с трудом



Деревенская комедияКомпания «АМЕДИА» давно и прочно застолбила за собой право называться главной кузницей российской телесериальной продукции. Правда, с начала десятилетия и до недавних пор «амедийщики» делали ставку на студийные теленовеллы. Подавляющее большинство эпизодов этих проектов снималось в студиях, обладало очень привлекательной, подчас даже излишне глянцевой, визуальной картинкой. Со временем рейтинги такого рода мыльных опер стали снижаться, и продюсеры стали искать новую «целевую аудиторию». Одним из таких пробных шаров является сериал «Деревенская комедия».

По названию ясно, что в этот раз от гламура, глянца и прочих прелестей мегаполисной жизни решили отказаться. С целью «быть ближе к народу» был написан сценарий про деревенскую жизнь в самой что ни на есть российской провинции. Со всеми радостями и проблемами, но неизменно в оптимистичном и весёлом ключе. И получилась следующая история.

Деревенская комедияПроживает в деревне Пышкино парень Костя Пышкин (деревню ли в честь предков Константина назвали, или это они в честь деревни фамилию получили, ещё только предстоит выяснить отечественным историкам). И на первый взгляд ничем Костя от других не отличается, живи да радуйся - дом есть, земля имеется, красавица жена с красивым именем Галя за всем этим присматривает. Да вот только судьба у Кости такая, что ни день так попадать в различные истории. Весёлые и не очень, смешные и не совсем. Из-за этого и из-за слегка бесшабашного склада Костиного характера в семье Пышкиных всё как-то не удаётся наладить нормальный быт и создать настоящий семейный очаг. Тем более, что в деревне покупает себе угодья, настоящий олигарх. Олигарх этот, несмотря на странноватую фамилию (Юрий Миронович Бовт), оказывается парень не промах и по достоинству оценивает красоту и прочие достоинства Галины. Так что намечается любовный треугольник. Ну а в деревне, как известно, все всегда всё обо всех знают, так что треугольник этот обязательно перерастёт во многоугольник.

Деревенская комедияПри просмотре отчётливо прослеживается желание съёмочной и продюсерской группы создать «деревенский» проект столь же привлекательный и успешный, как вышедший на экраны в 2003 году «Участок» с Сергеем Безруковым. Невооружённым глазом видно и невооружённым ухом слышно, что авторы диалогов очень-очень постарались придать речам персонажей максимально правдоподобный деревенский колорит. Вроде бы и интонации нашли не совсем городские, и оборотов старорусских (спасибо, что хоть не церковнославянских) в речь добавили, и любовные темы разнообразили сельскохозяйственными (про свиней, да про помидорную рассаду). Вот только кино не подчиняется законам арифметики. Если к положительному «a» прибавить положительное «b», а затем ещё приложить и совсем уже положительное «c», не всегда в сумме получиться что-то положительное. Так и в данном случае: хотели создать деревенский колорит, а получилось нечто совсем на настоящую сельскую жизнь не похожее.

Деревенская комедияТак бывает: и персонажи фантазией сценаристов созданы неплохие, и актёров пригласили хороших, а всё равно несостыковки получаются. Нет никаких оснований сомневаться в профессиональной состоятельности Марата Башарова, Марии Голубкиной и Андрея Носкова, но назвать работу хотя бы одного из них в сериале «Деревенская комедия» блестящей или хотя бы удачной не получается. Актёры, по всей вероятности, не пропитались деревенской атмосферой и их игре до настоящей естественности далеко.

Какая из Марии Голубкиной, представительницы потомственной (можно даже сказать аристократической) актёрской династии, типичная деревенская женщина? У Марии, образно выражаясь, на лбу написано: «высшее образование, прочитанные в юности немецкие философы и русские классики, столичная жизнь». Это никакой актёрской игрой не скроешь. Тот же Андрей Носков типичный острохарактерный комедийный актёр, но ему больше подошёл бы персонаж Марата Башарова - там есть, где покуролесить. А Носкову поручили играть героя слишком блеклого, для его холерического темперамента это «ни рыба, ни мясо».

Конечно, режиссёрам сериалов велосипед изобретать ни к чему, да и некогда. Здесь не до новых сюжетных находок, не до операторских экспериментов, не до реализации новаторских режиссёрских изобретений. Но, честно говоря, нелегко смотреть сериал, не имеющий своего собственного лица. Когда телевизионный фильм снят в стилистике то ли мексиканских сериалов двадцатилетней давности, то ли репортажей с полей, это быстро утомляет.

Александр Бабицкий