«Захватчики»: жестокая романтика капитализма



ЗахватчикиТелеканал НТВ наконец-то прислушался к просьбам зрителей, которым на фоне огромного количества низкопробных «мыльных опер» очень недоставало качественного остросюжетного сериала. Нынешний телесезон одним таким проектом может похвастаться – речь идет о сериале «Захватчики». Несмотря на то, что неспокойные 90-е остались позади с их ежедневными бандитскими разборками, цивилизованно переименованными в «переделы собственности», эхо того жестокого десятилетия отзывается до сих пор.

Девушка Ольга, приезжая на каникулы в Россию из элитного британского колледжа, рассчитывала отдохнуть, набраться сил, повидаться с родственниками и знакомыми и снова улететь в интересную заграничную жизнь. Но не получилось - её отец был найден мёртвым, а на следующий день всё имущество семьи Ольги (весьма немалое имущество) оказалось в руках банков-кредиторов.

ЗахватчикиОказалось, что в результате чьей-то хитроумной махинации отец Ольги увяз в долгах и попросту не сумел найти денег. Страшнее всего оказалось то, что в этих махинациях и в гибели отца Ольги был замешан кто-то из его бывших друзей, из тех, с кем он начинал бизнес полтора десятка лет назад. Чтобы узнать правду и отомстить, лишившейся всего, и отца, и привычной обеспеченной жизни, Ольге нужно найти виновного. Для приближения к этой цели Ольга устраивается на работу в рейдерскую компанию, занимающуюся промышленным шпионажем и полулегальным захватом предприятий и коммерческих структур. Направляя деятельность рейдеров, Ольга может попытаться отомстить за отца.

Театр начинается с вешалки, а телесериал начинается с титров, с заставки. В «Захватчиках» к созданию титров подошли творчески и профессионально, создав оригинальную и динамичную заставку, сразу передающую ритм сериала и создающую у зрителя соответствующий настрой. В этом плане проект очень выгодно отличается от распространённого ныне нейтрально-романтичного шаблона, который выдают за титры в большинстве мыльных опер.

Несомненных комплиментов заслуживают сценаристы сериала «Захватчики», их стараниями весьма грамотно выстроен сюжет. Собственно сценарий держится на двух основных составляющих. Первая - это история о мести за отца. Вечная тема мести одна из самых древних в искусстве человечества. Здесь мы можем даже услышать некие отголоски гамлетовских страстей и переживаний по поводу необходимости отплатить за гибель отца и об оправданности самой мести.

ЗахватчикиВторая составляющая - удачно подобрана для освещения одна из сторон современного бизнеса в нашей стране. У нас не любят банкиров, и не будут сопереживать им. У нас мало кто разбирается в биржевых тонкостях и за приключениями брокеров никто следить не станет. А вот за приключениями лихих романтиков капитализма, рейдеров, посмотреть уже интересно. Здесь и романтически-остросюжетная атмосфера, и некий отблеск легенд о Робин Гуде. Правда, в этом случае «благородные разбойники» не раздают богатства беднякам, но это было бы совсем уж похоже на сказку.

Нельзя не отметить и хорошую операторскую работу - видно, что оператор не поставил себе цель поменьше двигаться и напрягать извилины (как большинство «сериальных» операторов), а очень много поработал и головой и ногами, стремясь отыскать интересный ракурс даже для обычных проходных сцен и эпизодов. Но, на мой взгляд, создатели «Захватчиков» немного перебрали с крупными планами. Эмоции актёров во всех деталях, движения глаз и всё прочее - это, безусловно, большой плюс, это делает сериал глубже и интереснее. Но если слишком долго смотреть на человека в упор, это быстро надоедает и этого человека видеть не хочется очень долго. Так вот, и здесь в какой-то момент наступает пресыщение крупными планами, пресыщение лицами актёров, возникает желание отдохнуть от них.

Высокий уровень профессионализма чувствуется и в подборе актёров. Во-первых, очень удачно смотрится главная пара проекта, Ольга и Павел Шатун. Нужно сказать, что режиссёр сериала, Рада Новикова, приглашали актёров Дарью Чарушу и Виталия Емашова именно для совместной работы - она видела их на пробах к одному из предыдущих проектов, и ей очень понравилось, как они смотрелись вместе.

Во-вторых, «Захватчики» не страдают недугом большинства российских сериалов - в этом телефильме очень сложно найти исполнителей «вторых главных» и просто второстепенных ролей, которые бы откровенно схалтурили. Когда игра основных исполнителей подкрепляется умелой работой «окружения», это сильно улучшает впечатление от сериала. А оно, это впечатление от сериала «Захватчики», как вы уже поняли, очень и очень позитивное.

Александр Бабицкий