Количество псевдо-военных сериалов на российских телеэкранах за последние несколько лет достигло уже неприличных показателей. Мало-помалу сформировался целый пласт телезрителей – те, которые ждут нового проекта, так или иначе затрагивающего военную или любую другую историческую тематику, только для того, чтобы отыскать массу ляпов и несоответствий реальным фактам и вдоволь поглумиться над кинематографистами на просторах всемирной паутины.
В этой связи режиссёр-постановщик проекта «Когда растаял снег» Сергей Басин решил нанести упреждающий удар и ещё до начала показа сериала во всеуслышание заявил, что его фильм не ставил целью с точностью до секунды, до миллиметра и до буковки воспроизвести историческую действительность. Для художественного повествования события советско-финской, а затем Великой Отечественной войн являются лишь трагическим фоном, в изображении которого допустимы определённые творческие вольности.
Итак, какова же эта любовная история на вольном историческом фоне? Год 1939-ый. В колыбели революции, славном городе Ленинграде учится на филологическом факультете славная девушка Аня. Учится отлично, немецким языком владеет в совершенстве. Настолько в совершенстве, что после того, как однажды она оказала профессиональную помощь специальному отделу славного НКВД, её пригласили работать в эту силовую структуру. Аня, мечтавшая о карьере ученой, отказалась, но ненадолго. Вскоре Аню, отвергшую домогательства профессора-осведомителя «органов», отчислили из университета по анонимному доносу, обвинявшему её в «аморальном поведении». У девушки просто не оказалось другого выбора, как пойти на работу в госбезопасность. А там, ценя её владение иностранными языками, стали готовить девушку к заграничной разведывательной работе. И первым её заданием был сбор информации на территории Финляндии. В то же время в том же месте оказался немецкий офицер-подводник Вальтер фон Риден. По иронии судьбы, его субмарину сам того не ведя потопил во время учебного полёта советский военный лётчик Алексей Капустин, безответно влюблённый в знакомую нам Аню. Вот только Аня полюбит Вальтера, и этой любви суждено будет пережить две войны и многие десятилетия...
Режиссёр Сергей Басин, оправдывающий возможные несоответствия исторической правде, приводил и тот аргумент, что в наши дни сериалы снимают очень быстро, пока имеются финансовые ресурсы, так что времени на всестороннюю тщательную проработку просто не хватает. Наверное, недостаток времени не позволил съёмочной группе как следует поработать над визуальной картинкой, потому как операторская работа чересчур статична. Чрезмерное обилие коротких неподвижных планов не способствует лёгкости восприятия и поддержанию стабильного интереса к происходящему.
Кто-то может возразить, что и во всенародно любимом сериале «Семнадцать мгновений весны» оператор тоже не выделывал никаких трюков, не вертелся вокруг актёров юлой, не спускался сверху на тросе. Но в «Семнадцати мгновениях весны» в каждом кадре есть движение, камера следит за актёром, она живёт вместе с ним и позволяет зрителю почувствовать себя ближе к персонажу. А в фильме «Когда растаял снег» изображение всё больше похоже на слегка ожившую фотографию... Когда же всё-таки делается попытка как-то оживить кадр, перейти с среднего плана на крупный, это делается слишком быстро. Помилуйте, это же не новостной репортаж, где нужно максимально быстро показать самое главное. В фильме зрителю нужно дать время на «разглядывание» и «размышление» над увиденным.
В отношении актёров спешка также сыграла свою негативную роль. В стране наряду с экономическим ещё и явный кризис с сериальными актёрами «второго эшелона» - они либо не доигрывают (просто с каменными ничего не выражающими лицами выдают в воздушное пространство заученный текст), либо переигрывают (слишком много движений и мимики, прямо как в немом кино).
С главными ролями дело обстоит куда лучше. Правда, не слишком выразительным получился главный женский персонаж в исполнении Екатерины Решетниковой. Жаль, что режиссёр и продюсеры не смогли договориться с Елизаветой Боярской, планировавшейся на эту роль изначально - у восходящей звезды нашего кино наверняка получилось бы лучше. Очень любопытна работа неизвестного широкой российской публике немецкого актёра Мартина Яковски: во всяком случае манера его подачи, мимика оригинальны и запоминаются. Очень-очень неплохое впечатление оставил Анатолий Пашинин («Алексей Капустин») - его герой смотрится очень естественно, в его действиях на экране нет ни намёка фальшь. Ну, а представитель «старой гвардии» Андрей Соколов может быть доволен тем, что не зря зарабатывает на жизнь актёрской профессией - не схалтурил Андрей и на сей раз.
Александр Бабицкий