Если незнакомый с русскими реалиями человек решит составить суждение о российской жизни по программе отечественных телепередач, то он придёт к выводу, что мы очень весело живём. Количество развлекательных программ просто зашкаливает. Только, к сожалению, большинство из предлагаемого нам сегодня «юмора» весьма низкого качества. Например, есть ли по-настоящему хорошее скетч-шоу в нынешней сетке вещания? «Наша Раша»? Иногда очень талантливо, почти всегда профессионально, но вместе с тем на уровне «ниже пояса» и «вне словаря Даля». Получается, что сегодня мы имеем счастье наблюдать лишь за одним настоящим скетч-шоу. И называется оно «6 кадров».
Ничего революционного в программе «6 кадров» нет. Скорее, наоборот - невооружённым глазом видно равнение на классику скетч-шоу, на группу «Монти Пайтон», которая с 1969 по 1974 годы выходила на английском телевидении со своим шоу. Даже число участников совпадает, по шесть (правда, британские классики были представлены в исключительно мужском составе, в отличие от российских коллег и последователей).
Однако при этом отсутствии революционности Вячеслав Муругов, создатель, бессменный режиссёр и один из сценаристов проекта, сумел добиться потрясающего результата - в 9 случаях из 10 зритель до самого последнего кадра той или иной миниатюры не может предсказать, каким же будет финал, каким же именно поворотом из него будут вышибать смех. Этим «6 кадров» отличаются от подавляющего большинства современных российских скетч-шоу: так, например, «Женская лига» (канал ТНТ) в сценарной своей части настолько банальна и предсказуема, что нельзя отделаться от впечатления, что создатели просто зашли на первый попавшийся сайт, посвящённый анекдотам, и рьяно принялись экранизировать всё, что попалось им на глаза.
Итак, первый из трёх китов, на которых держатся «6 кадров» это оригинальный высококачественный сценарий 99% скетчей. Второй кит - исполнительское мастерство актёров. Понятное дело, что в юмористических передачах профессиональные актёрские качества и умения зачастую отходят на второй план, главным же является харизматичность и природное обаяние исполнителей. Но когда все актёры программы «6 кадров» имеют театральное образование, опыт работы в театре и кино, то это очевидно и выгодно отличается от того, что мы видим в той же «Женской лиге», «Дальних родственниках» и даже, при всём уважении к талантам Сергея Светлакова и Михаила Галустяна, «Нашей Раше».
Ну, и третьим китом, благодаря которому передача «6 кадров» не только держится на плаву, но и уверенно является одним из рейтингообразующих для канала СТС проектов, является столь редкое по нашим временам чувство вкуса и меры. Вы не найдёте здесь откровенно пошлых сюжетов или скетчей. Конечно, «6 кадров» тоже снимают не монахи и не аскеты, и миниатюры у них полнокровные и жизнелюбивые. Но благодаря соблюдению весьма тонкой границы между жизнелюбием и вульгарностью, между умением найти в себе силы и желание улыбнуться в самой трудной жизненной ситуации и неумением прекратить смеяться над тем, над чем смеяться нельзя, создатели скетч-шоу «6 кадров» имеют в результате по-настоящему любимое зрителем произведение телевизионных искусств.
Остаётся задать вопрос, в чём же секрет этого успеха? В смешных шутках? Конечно, но смеяться можно над разными шутками, в том числе и над теми, которые спустя минуту могут показаться тривиальными. В мастерстве актёров? Тоже верно, однако даже самый талантливый артист не сможет создать нечто поражающее зрителя, если ему не создадут для этого все творческие условия. В креативности и остром глазе режиссёра? Спору нет: вот только нередко бывает, что режиссёры, чьи профессиональные качества не ставятся под сомнение, не могут снять по-настоящему смешной фильм или хотя бы миниатюру. Получается, что главной и единственной причиной того, что «6 кадров» стали настоящим явлением на ТВ (вот увидите - когда программа закончит выходить в эфир, тогда о ней заговорят с такой же ностальгией, с какой сейчас вспоминают «Городок») является то, что все эти составляющие совпали, оказавшись в одно время и в одном месте. Такое бывает: к сожалению, редко, но, к счастью, всё-таки бывает.
Александр Бабицкий