Последние несколько месяцев слово «кризис» воспринимается нашим сознанием исключительно в смысле финансовой экономической неразберихи, царящей во всех сферах мирового хозяйства и, главное, во всех умах. Однако не спеши, дорогой читатель, взволнованно хвататься за голову с причитанием: «Опять они об этом проклятом кризисе!», – речь пойдёт о другом кризисе, о том, который переживает наше с вами любимое отечественное телевидение.
Вопреки мнению, что любой негатив сегодня связан с мировыми экономическими потрясениями, телевизионный кризис носит, так сказать, нематериальный характер. Конечно, в условиях, когда рекламодателей стало меньше (часть из них попросту разорилась), а оставшиеся не готовы платить за продвижение своих товаров и услуг по прежним расценкам, телепродюсерам пришлось немного затянуть пояса. Но для телевидения, на мой взгляд, гораздо страшнее «кризис зрителя».
«Кризис зрителя» - это не отсутствие индивидуума, который в будний вечер в выходные сутки сидит у телевизора. Тут как раз всё в порядке, таких индивидуумов предостаточно. Проблема в том, что человеку от «ящика» ничего не нужно, кроме того, чтобы убить время от возвращения с работы до момента отхождения ко сну. Современный человек в большинстве своём не имеет ни культурных, ни общественно-политических потребностей, которые бы заставили его потребовать от телевидения чего-то нового, что заставит шевелиться его мозги и переживать его сердце. Нам настолько тщательно всё разжёвывали в последние годы, что мы разучились потреблять духовную пищу самостоятельно. По этой причине у нас нет ни адекватных общественных и политических ток-шоу (не считать же таковыми, «Пусть говорят»), ни нормального телевизионного кино, которым советское ТВ по праву гордилось.
Из «кризиса зрителя» закономерно вытекает «кризис креатива». Как правильно выразился когда-то Богдан Титомир, «пипл хавает». Возникает разумный вопрос - зачем напрягаться и готовить, условно говоря, фуа-гра, если клиент с радостью довольствуется и лапшой быстрого приготовления. Вы сможете вспомнить хотя бы с десяток успешных, со стабильным высоким рейтингом сериалов и телепрограмм, которые были бы целиком и полностью плодом творческого гения российских деятелей телевидения? Назовёте среди сериалов «Идиот», среди развлекательных программ КВН, среди шоу «Дом-2», среди передач для семейного просмотра «Пока все дома»? Ну вот, собственно, и всё, маловато будет. Всё остальное - приобретенные по лицензии зарубежные проекты. Сериалы все сплошь и рядом сделаны по американскому или латиноамериканскому образцу, а те, что придуманы самостоятельно, очень низкого качества. Про передачи самого разного пошиба можно сказать то же самое. Да, есть «Дом-2», права на «постановку» которого приобретены телеканалами многих стран мира, но здесь тот случай, когда лучше бы не придумывали, честное слово.
Безусловно, есть исключения. Традиционно высокий уровень у программ канала «Культура», очень интересна сетка вещания у телекомпании «Петербург 5 канал». Но это, как говорится, глас вопиющего в пустыне. При этом от той же «Культуры», по парадоксальному и меткому замечанию Александра Гордона, не только большая польза, но и немалый вред - в существовании этого канала все остальные получили своеобразную индульгенцию, отпущение всех прошлых и будущих грехов: «говорите, у нас в программах культуры маловато? так есть же специальный канал, там культурой и заправляйтесь...».
Отсутствие плодотворной креативной деятельности порождает на нашем ТВ «кризис формата». Сам формат представляет из себя определённые рамки, в которых должны находиться все проекты, и называются эти рамки просто: «это должно продаваться быстро и за хорошие деньги». Всё что в эти рамки не укладывается рано или поздно вытесняется с экранов. А те ведущие и журналисты, которые в силу личного таланта, личной харизмы, личной заинтересованности в создании чего-то нового не укладываются в рамки формата, обречены. Оставил журналистскую деятельность Леонид Парфёнов, радующий нас лишь редкими документальными фильмами. С подозрительно долгими перерывами и во всё более позднее время выходят программы уже упомянутого Александра Гордона. Нет сомнений, что и нынешний любимец продюсеров и зрителей Иван Ургант в недалёком времени либо вынужден будет остановиться в своём творческом развитии, либо также уйдёт с широкого вещания.
Такие вот не слишком оптимистичные прогнозы. И, нужно сказать, нынешние финансовые трудности даже на пользу, они хоть ненадолго замедлят окончательное «форматирование» общедоступных российских телеканалов. Каков же выход? Смена руководства каналов? Государственная цензура? Приход на телевидение отряда молодых высококультурных и полных революционных идей специалистов? Нет, нет и нет! Это всё вряд ли поможет, это всё вряд ли возможно. Получается, что спасение только в кабельном и спутниковом телевидении, на котором каждый будет иметь возможность выбрать хотя бы два-три канала, где будет то, что ему нужно.
Александр Бабицкий