Раскраска шедевров: зачем и кому это нужно?



Семнадцать мгновений весныВ почти ругательном сегодня слове «стереотип» на самом деле нет ничего плохого. Это всё то хорошее, впитанное нами с детства. Настоящее молоко это то, которым нас поила бабушка в деревне, а советские фильмы о Великой Отечественной войне в подавляющем своём большинстве чёрно-белые. Мы к этому привыкли, потому что так всегда было. Но в последнее время «стереотипы» принялись усиленно разрушать. Молоком зовётся то, что сейчас продаётся в супермаркетах, а ко Дню Победы нам представили раскрашенные «нетленки» - «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики».

Семнадцать мгновений весныВозникает вопрос - если чёрно-белые фильмы раскрашивают, значит, это кому-нибудь нужно? Кому и зачем? На вопрос «кому» ответить труда не составляет - эти проекты инициированы двумя крупнейшими российскими каналами, Первым каналом и Россией. А вот с «зачем» сложнее. Напрашивающееся в первую очередь стремление обвинить телепродюсеров в стремлении заработать по схеме «раскрашиваем любимые фильмы - устраиваем широкую рекламную компанию - привлекается повышенное количество зрителей - на этой основе поднимаем цены на рекламное время - на наших счетах появляются круглые суммы» - приходится отбросить. В первую очередь после того, когда узнаешь, насколько кропотливая и дорогостоящая эта работа, сколько человеческих и компьютерных ресурсов в неё было вложено. В таком случае цена рекламной минуты достигла бы такой отметки, что была бы по карману лишь первой десятке списка журнала «Форбс».

Семнадцать мгновений весныТак что остаётся лишь поверить в бескорыстность и альтруизм наших телевизионщиков и в то, что они хотели сделать как лучше для народа. И вот, все попытки отыскать «плюсы» новой, полноцветной жизни кинематографической классики привели к тому, что было найдено... 0,5 «плюса». Половину «плюса» можно начислить разве что за то, что с помощью каждодневных анонсов нам снова напомнили, что есть такие великие фильмы, как «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики». Подстегнули, так сказать, интерес молодого, среднего и старшего поколений. И всё, позитив на этом заканчивается. Что, картины стали лучше? В них были добавлены не вошедшие при первоначальном монтаже сцены и монологи? Нет. А называть достижением то, что теперь мы знаем, что в день съёмок на актрисе было пальто не неопределённого серого, а вишнёвого цвета, просто глупо.

Зато с «минусами» этих игр в раскраски дело обстоит гораздо серьёзнее. Во-первых, резко и грубо искажается художественный смысл и эстетики фильмов. В своём оригинальном варианте они воспринимались если не как тождественные реальным военным кинохрониками, то, как максимально приближенные к ним и по времени, и по настроению. Зритель, видя перед собой чёрно-белую картинку, подсознательно, интуитивно понимал, что ему показывают жизнь в тех условиях, когда весь мир разделился на чёрное и белое, на добро и зло, когда не осталось полутонов, и нужно было чётко выбирать, на чьей ты стороне. Возможно, создатели фильмов пошли по этому пути неосознанно, а в силу ограниченности технических возможностей. Но ведь шедевры не создаются специально, по плану, их появление результат множества, на первый взгляд, случайных и не связанных друг с другом обстоятельств. А здесь мы видим, как одну из составляющих гениальности фильмов просто-напросто перечёркивают.

Семнадцать мгновений весныВо-вторых, это предложение раскрашенных классических кинолент очень похоже на приход глянца не только в кино настоящего, но и в кино прошлого. Такими проектами мы продолжаем воспитывать сами в себе не зрителей, читателей, слушателей, а потребителей. Ах, уважаемое молодое поколение, вам не нравятся эти фильмы о войне, которые вроде по содержанию ничего себе, интересные, но вас, привыкших к голливудским блокбастерам, отпугивает мрачная чёрно-белая атмосфера? В результате имеем людей, которые не в состоянии воспринимать жизнь такой, какая она есть, а стремятся её внешне приукрасить - не изменить к лучшему, а лишь приукрасить, чтобы снаружи всё казалось не таким мрачным.

И, в-третьих, банально жаль денег. Конечно, считать деньги в чужом кармане это дурной тон, но здесь одно маленькое обстоятельство. Чуть менее половины акций ЗАО «Первый канал» принадлежит государству, а ВГТРК так и вовсе является унитарным государственным предприятием. Наивно говорить о том, что государственные расходы осуществляются за наш с вами счёт, но это действительно так. Так вот, с точки зрения государственных интересов было бы куда полезнее, если бы немалые средства тратились не раскрашивание классических фильмов, а на осуществление переноса огромного кинофонда с размагничивающихся и рассыпающихся плёнок на современные носители информации. Дело это тоже недешёвое, а между тем в этом направлении делается катастрофически мало и мы, сами того не замечая, теряем бесценные кинодокументы и художественные картины. Направьте деньги туда - и мы бы спасли целый пласт гениальных советских мультфильмов 1940-50-х годов. И не вынуждены были бы сейчас смотреть «Аленький цветочек» с отвратительным новым озвучанием и чудовищной музыкой, исполненной на дешёвых японских синтезаторах.

Поэтому, пока нам ещё не объявили о выходе в прокат цветной версии «Броненосца «Потёмкин»», давайте эти глупости прекращать. До добра они не доведут.

Александр Бабицкий

Ответить

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допускаются только следующие теги HTML: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании